08.02.2018 09:59
Культура

Оркестр Республики Татарстан исполнил в Москве Реквием Верди

Текст:  Лейла Гучмазова
Читать на сайте RG.RU

Что бы ни говорил перед началом концерта популярный ведущий, у мало-мальски образованной публики на слуху только три Реквиема - Моцарта, Верди, Бриттена. Только вердиевский в этой троице вопреки трагизму жанра не похож ни на каноническую литургию, ни на вязкую в безысходности ораторию ХХ века; он парадоксально кричит о жажде жизни, требуя от исполнителей силы воли и настоящей профессиональной отваги. Его и выбрал для третьего концерта абонемента Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и его дирижер Александр Сладковский.

Пермский балет открыл танцевальную программу "Золотой Маски"

Оркестр Татарстана в стране старейший, уже несколько сезонов находится в отличной форме, и уж точно далеко не всем республиканским оркестрам Московская консерватория дает абонементный цикл в легендарном Большом зале. Вопреки устойчивому мнению и публика оказалась неглупа, в зале при московском снежном коллапсе был аншлаг, а между частями Реквиема - дивный случай! - никто не попытался хлопать. Больше того, по последним аккордам повисла крохотная прекрасная пауза, будто зал не сразу смог очнуться. Было почему.

Дирижер энергичный и амбициозный, Сладковский привлек к своему Реквиему сразу два хора - Академический Большой "Мастера хорового пения" под управлением Льва Конторовича и Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова под руководством Евгения Волкова, работы хватило всем.

Не секрет, что Реквием часто называют 27 оперой Верди, где он попросту довел оперные нормы до рафинированного эталона. Только музыка: оркестр, хор и четырех солиста - сопрано, меццо, тенор и бас; никакого изображаемого сюжета, бархата-шелка и прочих картонных декораций для удобства публики. Исполнять его - значит решаться на сложнейший тест профпригодности без шанса хоть за чем-то спрятаться (например, сценическая версия Реквиема в постановке Даниэле Финци Паска в Мариинском театре).

Год балета открыли в Воронеже "имперской" версией "Корсара"

Оркестр и оба хора с делом справлялись уверенно. Все четверо приглашенных Сладковским голосов - солисты с громадным репертуаром, мировым именем и сложным графиком личных гастролей - вызов тоже приняли. Обозначал базу основательный и надежный бас Дмитрий Ульянов, словно укоренявший в почве любую молитву. Взвивался верно набирающий очки Ованес Айвазян, уже поющий главные теноровые партии Верди не только в Мариинском и Большом. Еще выше в небесные дали забиралась Вероника Джиоева, солистка яркая и эгоцентричная, здесь под оком маэстро сдерживавшая свои порывы. А все скреплял и обволакивал меццо Екатерины Семенчук, уже не хрупкой девочки, когда-то очаровавшей Москву Соней из "Войны и мира" Прокофьева, а уверенного профессионала Мариинского театра, точно чувствующей свое место в любых ансамблях.

Все это собрание персон под водительством Александра Сладковского справилось с задачей. Громада Реквиема засверкала во всей красе - с ее удивлением перед неизбежной смертью и скрытым богоборчеством, бесконечными яростными тутти, в ярости вздымающими оркестр, очень итальянским посылом к свободе и проросшим сквозь все торжеством гармонии, только и возможным в 1874 году, но очевидным и мощным, сбившим дыхание. Ангелы вострубили Судный день, и за полтора часа Реквиема самые впечатлительные меломаны успели подумать, чего хорошего за последнее время совершили. Может, для того Реквием и исполняют.

Скоро

В ближайший уикенд 9 февраля Александр Сладковский дирижирует ночным концертом ГАСО России имени Е.Ф.Светланова, соло - примадонна Хибла Герзмава и тенор Арсен Согомонян (начало в 22:30, Большой зал Московской консерватории). На следующем концерте абонемента Госоркестра Республики Татарстан (18 мая) в том же зале будет исполнена Симфония №6 Малера.

Классика