- Основные затраты экспортеров в денежном и временном выражении приходятся на оформление документов для прохождения таможенных процедур. Больше всего проблем у них вызывают оформление и доставка товаров (об этом сообщают, соответственно, 27,6 и 18,9 процента экспортеров), валютный контроль и налоговое администрирование (18,7 процента).
При этом подавляющее большинство (78 процентов) экспортеров считают, что условия ведения экспортной деятельности за прошлый год не изменились или улучшились. Лишь 14 процентов отмечают, что условия ухудшились. Таковы данные масштабного исследования мнения экспортеров, в рамках которого Аналитический центр при Правительстве РФ и Российский экспортный центр опросили около 1300 респондентов из 50 регионов.
По оценкам экспортеров, наиболее заметные улучшения наблюдаются в применении электронного документооборота при экспортных процедурах: 31 процент отмечают, что ситуация улучшилась, 3 процента говорят об обратном. Положительные изменения в восприятии экспортеров, скорее всего, связаны с упрощением процедуры предоставления реестров деклараций и товаросопроводительных документов в электронном виде для Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы. Это получит дальнейшее развитие благодаря вступившему в силу Таможенному кодексу ЕАЭС, который отменяет необходимость подачи вместе с таможенной декларацией документов, на основании которых она заполнена, - приоритет теперь за электронным декларированием. Также Кодексом предусмотрено применение технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров.
Об улучшении условий экспортной электронной торговли с использованием почтовых сервисов и экспресс-перевозчиков говорят 13 процентов опрошенных. Помимо развития партнерских программ между Российским экспортным центром и логистическими компаниями стоит отметить, что с 1 января для применения нулевой ставки НДС при пересылке международных почтовых отправлений можно использовать форму CN 23.
Определенные улучшения наблюдаются в уровне используемой для экспортных поставок логистической инфраструктуры (18 процентов респондентов отмечают улучшение, 6 процентов считают, что ситуация стала хуже) и помещении товара под таможенную процедуру экспорта (18 и 5 процентов соответственно). Это подтверждает и улучшение позиций России в рейтинги Doing Business. Одним из достижений России за прошедший год стоит назвать снижение стоимости пограничного и таможенного контроля в порту Санкт-Петербурга и увеличение конкуренции за счет открытия нового глубоководного порта на побережье Финского залива. Однако Россия все еще находится на 100 месте в подрейтинге "международная торговля" Doing Business.
Наиболее негативные изменения для экспортеров связаны с ростом железнодорожных тарифов и тарифов автоперевозчиков - ухудшение условий фиксируют 37 процентов опрошенных, только 5 процентов считают, что они улучшились, для 57 процентов условия не изменились или же они затруднились с ответом. Увеличение расходов на железнодорожные перевозки может быть отчасти связано с практически двукратным за последний год ростом ставки аренды подвижного состава и из-за дефицита, вызванного ограничением продления срока службы вагонов. Тем не менее, здесь есть определенные сдвиги: Федеральная антимонопольная служба утвердила для РЖД с 2017 года тарифный коридор (надбавка к тарифу на перевозку грузов в размере до 10 процентов или скидка до 50 процентов), заработала программа компенсации части затрат на транспортировку экспортной продукции для предприятий машиностроительного комплекса, а также для экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным транспортом.
Еще одной важной проблемой для экспортеров является подтверждение применения нулевой ставки НДС и его возврат. Об ухудшении процедур и сроков, связанных с подтверждением обоснованности ее применения, говорят 13 процентов респондентов, улучшение заметили 8 процентов. На практике сроки возврата могут составлять до 6-9 месяцев. Это проблема, очевидно, имеет двоякий характер. С одной стороны, из оборота предпринимателя изымаются средства, на которых он мог бы зарабатывать. С другой стороны, у органов власти есть задача обеспечить поступления в бюджет, а выплаты из него не должны приводить к кассовым разрывам.
Также ухудшение ситуации, связанной с уровнем тарифов на услуги в морских портах, включая фрахтование судов, отметили 10 процентов экспортеров. Улучшение отметили только 2 процента респондентов. Напомним, что в августе 2017 года президент России поручил с 1 января 2018 года перевести все тарифы на операции по перевалке грузов в морских портах в российские рубли, допуская при этом наличие оговорок и исключений для некоторых случаев или проектов.
Преимущественно отрицательно экспортеры оценивают и изменения валютного контроля (13 процентов компаний видят ухудшения, улучшение - 12 процентов). Низкая оценка обусловлена жесткостью валютного регулирования и валютного контроля в России, в частности - строгими требованиями возврата валютной выручки, строгим соблюдением сроков ее получения и значительными штрафами за минимальные нарушения. Минфин и Банк России пока не договорились о том, как упростить валютный контроль, хотя оба регулятора признают, что это давно назрело.
Что можно было порекомендовать для улучшения ситуации? Где есть резерв улучшений? Сейчас вырабатываются предложения для изменения паспортов приоритетного проекта по экспорту. Помимо расширения поддержки в сфере экспорта товаров, предлагаются меры по развитию экспорта услуг. Если говорить непосредственно о барьерной тематике, то среди значимых мер рассматривается следующее. Во-первых, принятие списка товаров для целей применения нулевой ставки НДС и сокращение сроков возмещения НДС. Это очень чувствительный вопрос, и закрепить их в законодательстве будет довольно сложно. Во-вторых, создание правовых условий для автоматического выпуска товаров с территории России таможенными органами. В-третьих, некоторая либерализация валютного контроля в целом, а также экспортного контроля товаров двойного назначения.
Также обсуждаются набор мероприятий в целях снижения простоя груза в ожидании таможенных процедур в морских портах, сокращение сроков выдачи документов о подтверждении статуса налогового резидента и перевод услуги в электронный вид.