Но это не так. Напомним, что особые условия применения обеспечительных мер и привлечения к административной ответственности в отношении судей и прокуроров появились не только что. Они действовали очень давно. Другое дело, что с некоторой периодичностью МВД пытается ограничить эти условия. Но Генеральная прокуратура активно отстаивает такие условия для прокуроров и судей.
Напомним, в нынешнем регламенте по работе ДПС, утвержденным 664-м приказом МВД, в отношении прокуроров был прописан особый порядок. А в отношении судей устанавливался обычный порядок применения обеспечительных мер и привлечения к административной ответственности. Приказ вступил в силу в октябре прошлого года. И тут же Генпрокуратура нашла в этом порядке несоответствие закону о статусе судей. Поэтому новым приказом N 948 МВД внесло поправки в действующий регламент, вернув судьям особый порядок. Приказ вступил в силу в феврале.
По сути, обычный порядок к ним мог применяться всего четыре месяца. Ведь до этого действовал регламент, утвержденный 185-м приказом МВД. А в нем у судей и прокуроров был одинаковый особый статус - тот же самый, что действует и сейчас. При этом старый регламент действовал с марта 2009 года. То есть восемь лет. А до него действовали иные приказы, которые также обеспечивали особое положение на дорогах судьям и прокурорам. Так что нельзя утверждать, что судьям разрешили ездить пьяными.
Каков же этот особый порядок? В случае, если прокурор или судья совершил правонарушение, инспектор должен составить об этом рапорт и вместе с другими материалами дела незамедлительно передать его руководителю подразделения ДПС. Руководитель уже направляет их вышестоящему прокурору для принятия решения по факту.
Если прокурор или судья оказались за рулем в нетрезвом состоянии, инспектор, чтобы обеспечить безопасность других участников движения, должен не дать продолжить движения автомобиля до устранения условий, препятствующих его движению. При этом незамедлительно должен сообщить в дежурную часть для немедленного информирования органов прокуратуры. Эти условия легко устраняются. Для этого достаточно, чтобы на место происшествия приехал бы трезвый водитель и забрал машину. Задерживать ее инспектор ДПС также не может. Принимать решение в отношении попавшегося будет его руководство.
Владимир Федоров, начальник ГАИ - ГИБДД МВД России с 1990 по 2003 год:
- Не понимаю, почему раздули из этого такую сенсацию. Такие требования были всегда, и всегда сотрудники Госавтоинспекции абсолютно спокойно привлекали к ответственности судей и прокуроров. Останавливает инспектор на дороге автомобиль. Если у него есть подозрения, что водитель нетрезв, то блокирует движение. Раньше еще можно было от руля отстранять. Вот только удерживать силой такого водителя-спецсубъекта нельзя. Если он хочет уйти - пожалуйста. Пишется рапорт и передается руководству. Руководство направляет его руководству прокуратуры. А уже потом руководство этого водителя принимает решение, как с ним поступить. И это работало. По судьям было несколько уголовных дел.
Кроме того, это еще и защита того же гаишника. А то заставит он судью или прокурора дыхнуть, а тот потом обвинит его в превышении полномочий. Поэтому такое решение позволит убрать конфликты на дорогах.
Александр Лыткин, главный эксперт национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей:
- Когда я работал инспектором на дороге, то задерживал помощника прокурора округа, в пьяном виде угнавшего грузовик с автобазы. "Продувать" нельзя было и тогда. Всегда сразу сообщали дежурному ГАИ. А тот уже сообщал дежурному прокуратуры, или в суды, или в комендатуру. Военных ведь тоже нельзя было привлекать в обычном административном порядке. А далее уже на усмотрение этих ведомств. Кого-то наказывали. В отношении кого-то дело разваливалось. Ведь если нельзя применить алкотестер или направить к наркологу, то нет и доказательной базы. А если прокурор обратит внимание на этот случай спустя шесть часов, то субъект, бывший за рулем, уже протрезвеет.
Мое личное мнение - такого не должно быть. Они такие же люди, как и все остальные. В Европе, например, ни у кого, кроме тех, кого охраняет государство, нет таких привилегий.
К тому же довольно часто в нетрезвом виде эти люди не предъявляют документов по непонятной причине. Каким образом сотрудник ДПС поймет, что перед ним спецсубъект? А потом в отношении этого сотрудника проводят расследование. Доказать, что задержанный не предъявил документ, всегда сложно.