- Вы помните "Каштанку" Чехова? Точно? - обратился к зрителям продюсер фестиваля, худрук Псковского театра Дмитрий Месхиев. - Если не помните, ничего не поймете.
- У нас был прогон, и мы услышали вопрос из зала: "А где Герасим?", - добавила Пересильд. - Герасима в нашем спектакле не ищите, его там нет.
На сцену Юля вышла в стиле своей постановки - выкрашенные в рыжий цвет пряди, как у актрисы, играющей Каштанку, и в джемпере, какой есть у всей команды, с цитатами, понятными только своим: "В Москву, в Москву…", "Давайте без травм", "Вызывайте скорую", "Это точно 12+ ?", "Хип-хип" ...
Этот спектакль - новый взгляд на известный рассказ Чехова, необычная интерпретация. Каштанка, "молодая рыжая собака, помесь таксы с дворняжкой. Тощая, кожа да кости. Смешная. Совсем лисица!" - это девушка, отказывающаяся от мечты, предающая свой талант ради принятых в обществе правил. Она выросла во дворе, стала "звездой", но вернулась к привычной жизни. Одиночество в большом городе, равнодушие людей. Мир искусства неоднозначен, кроме яркого праздника есть интриги, грубости. Внутренние переживания измученной души героини выливаются в творчество и становятся песнями...
Кроме того, московский Театр Наций, где работает Пересильд, привез на Пушкинский фестиваль спектакль Евгения Марчелли "ГрозаГроза" по пьесе Александра Островского "Гроза", у Юли там главная роль - Катерина Кабанова. Кажется, весь город пришел увидеть свою знаменитую землячку на сцене (знают по кино) - невероятный аншлаг был в Псковском театре. Корреспондент "РГ" посмотрела спектакли и побеседовала с Юлией Пересильд.
Юля, с премьерой! Как решились на постановку?
Юлия Пересильд: Решилась просто! Зато все остальное было непросто.
Вот мы приехали в Псков со спектаклем "ГрозаГроза". У нас потрясающая команда - артистическая, постановочная. В Театре Наций так принято: все заодно, вместе, ансамбль. Мы всегда с радостью встречаемся. И мне очень хотелось, чтобы в Псковском театре был такой "огневой" спектакль, молодой, хулиганистый, чтобы артисты получали от него удовольствие. Я узнала, что здесь многое изменилось, и когда приехала в Псков, позвонила Дмитрию Дмитриевичу Месхиеву (худрук Псковского театра драмы, глава Театрально-концертной дирекции Псковской области. - "РГ"). Услышав, что я с детьми гуляю в Детском парке, он пришел, и пока мои девочки ловили рыбок, мы говорили. Он предложил мне что-нибудь сыграть в Псковском театре. Я бы с удовольствием, но это физически невозможно - у меня в Москве 20 спектаклей в месяц. И тогда я сказала, что хочу поставить спектакль. "Ты разве режиссер?" - спросил Митрич. Я не режиссер, но опыт кое-какой есть. Для фонда "Галчонок" ставила спектакль "СтихоВаренье", мы собрали восемь миллионов рублей для наших подопечных детей - на лечение и реабилитацию. Потом был музыкальный спектакль "Люди и Птицы". И в Театре Наций ставила вместе с однокурсниками "Fарс-Мажорный концерт", "Песни военных лет".
У меня была задумка выпустить "Каштанку" в Театре Наций. Женя Миронов идет навстречу артистам: "Сами ставьте, берите сцену!" И, наверное, мы могли бы это осуществить.
Я переписала инсценировку раз шесть-семь, от руки. Потом встретилась с артистами, познакомились. Решили поехать на несколько дней в Пушкинские Горы, "закрыться" с Чеховым. Без детей, семей. Это было почти круглосуточное общение. Говорили о жизни, о своем опыте, о том, кто чем дышит, на что готовы. Проводили тренинги. Читали не только "Каштанку", но и чеховские пьесы, работы Рейфилда и других литературоведов о Чехове. Ребята открылись с разных сторон. Это было очень радостно. Там же мы частично сложили музыку. Тексты песен и музыку сочиняли сами ребята. В названии "rock& история" двойной смысл. Это и есть роковая история: был шанс, которым ты не воспользовался. Рок - судьба, фортуна.
Если бы не было того времени, команда не сложилась бы. Музыка, декорации, свет, звук - это наше коллективное творчество, все рождалось сообща. Граффити, которые вы видите на экране, - это с псковских заборов. Занавес тоже списан с забора - такой есть напротив театра.
Я приезжала в Псков в октябре, в ноябре, декабре… Были читки, осваивали текст, смотрели фото, искали характеры, референсы персонажей, музыкальные номера. Мне вообще не видится театр без музыки. Это заслуга нашего мастера Олега Львовича Кудряшова. У нас на курсе в ГИТИСе были гениальные педагоги, лучшие из них приезжали из-за границы, давали нам мастер-классы.
Адресуете свой спектакль молодежи?
Юлия Пересильд: Зрителям с молодыми мозгами. Биологический возраст меня не интересует. Знаете, после спектакля ко мне подошли взрослые женщины, очень интеллигентные, и сказали много хороших слов, такие нюансы там заметили, столько посланий прочли! Говорили: "Наверное, молодым будет весело, а нам грустно, наша молодость прошла". А Чехов, к слову, писал: "Мы были молодые и глупые. Мы верили в магическое слово "потом". Никогда, никогда это "потом" не наступает". И если раньше я считала, что спектакль наш исключительно для молодежи, то теперь изменила свое мнение. Вот если мозги квелые, то лучше не приходить.
Мне, конечно, хочется показать спектакль своим коллегам в Москве. Он не густонаселенный, всего девять артистов, декорации не сложные. Я специально думала о том, чтобы все вошло в половину фуры, вместе с костюмами.
Спектакль смотрели ваши маленькие дочки. Сколько им лет?
Юлия Пересильд: Четыре и восемь. Они любят театр. Растут за кулисами, как все дети артистов. Могут посоревноваться со взрослыми по количеству посещений спектаклей - практически каждый вечер ходят в театры, не только на детские спектакли, но и на балеты, оперу. "Каштанка" им понравилась, они многие "взрослые" вещи поняли. Например, им было жалко главную героиню и ее хозяина Жоржа. Сказали мне: "Он же тоже для нее хорошее сделал!" - "Но это жизнь", - объясняла я. "А почему Каштанка не захотела стать "звездой"?" - "Друзья, родные ближе сердцу". "Да, жалко, что это невозможно совместить". Такие разговоры мы вели.
Вам хотелось самой сыграть какую-то роль?
Юлия Пересильд: Нет! Считаю, что надо чем-то одним заниматься.
Что пожелаете псковским актерам, своей команде?
Юлия Пересильд: Получения удовольствия. И чтобы зритель их любил. Спектакль не может существовать без зрителя. Желаю полных залов. Все у них будет хорошо - ребята ответственные, трудолюбивые.
В школьные годы, когда вы жили в Пскове, ходили в этот театр, любили его?
Юлия Пересильд: Нет, я не была в нем ни разу. Я вообще впервые попала в театр в 18 лет, когда переехала в Москву, училась в театральном институте. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы те, кто идут за нами, встретились с театром пораньше.
Следующая ваша режиссерская работа будет?
Юлия Пересильд: Ни за что! Пока, во всяком случае, нет.
Что-то репетируете сейчас и в каком театре как актриса?
Юлия Пересильд: В Центре имени Мейерхольда режиссер Виктор Рыжаков выпустил пьесу Ивана Вырыпаева "Солнечная линия". Больше одной премьеры в год себе не беру, никогда не снимаюсь параллельно в нескольких картинах, не репетирую несколько спектаклей.
А где снимаетесь сейчас?
Юлия Пересильд: Буду сниматься у Гриши Добрыгина, а потом - у Павла Семеновича Лунгина. Но рассказывать про фильмы заранее не стоит.
Юлия Пересильд окончила ГИТИС, мастерскую Олега Кудряшова, режиссерский факультет. Играла в театре "Школа современной пьесы" и в Театре на Малой Бронной. Участвует в спектаклях Театра Наций.
Снималась в фильмах "Пленный", "Край", "Дело гастронома № 1", "Пять невест", "В тумане", "Уик-энд", "Восьмерка", "Взрослые дочери", "Людмила Гурченко", "Таинственная страсть", "Герой", "Холодное танго" и других.
Лауреат премии Правительства России в области культуры за вклад в создание художественного фильма "Битва за Севастополь", премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры - за вклад в развитие отечественного театрального и киноискусства. Лауреат премий "Звезда Театрала", "Хрустальная Турандот", кинопремий "Белый слон", "Золотой орел".
Попечитель благотворительного фонда "Галчонок", помогающего детям с органическими поражениями центральной нервной системы.
Дмитрий Месхиев, кинорежиссер, продюсер:
- Несколько лет назад ко мне на пробы пришла молоденькая студентка. С вытаращенными глазами, интересная, талантливая да еще и из Пскова, который я очень люблю. Я взял ее сниматься, дал главную роль (сериал "Принцесса и нищий") и стал учить жизни. "Митрич, спасибо за школу!" - говорит она мне теперь. И вот она известная актриса, звезда, еще и режиссер: "Каштанка" - ее дебют. Я рад, что когда-то мы встретились в Детском парке Пскова и договорились об этой работе.
Алексей Учитель, народный артист РФ, кинорежиссер:
- Я порадовался не только за режиссерский дебют Юли, а за все в целом: Псковский театр, молодых актеров. Они все настолько естественные, дают правильную энергию, связанную с Чеховым, с "Каштанкой", живут на сцене, а не мучаются, играя хорошо или плохо. Самое главное, что удалось Юле, - сделать ребят своими союзниками, не стать режиссером-диктатором. Чувствуется, что они стали единой командой. Сужу как кинорежиссер. Спектакль идет на едином дыхании. Есть сопереживание, эмоции - я видел по зрителям.
Фотогалерея: Спектакль "Каштанка" в Псковском театре драмы имени А.С. Пушкина