18.02.2018 16:45
Культура

Берлинале показал "Профайл" - триллер компьютерного поколения

Берлинале показал триллер компьютерного поколения
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №37 (7500)
Квелость конкурсной программы Берлинале-2018 в какой-то мере компенсирует параллельная "Панорама", показавшая очень крутую по форме и содержанию экспериментальную работу Тимура Бекмамбетова "Профайл", снятую продюсером-режиссером в США.
Читать на сайте RG.RU

Сюжет несложен, но развивается подобно захватывающему дух триллеру. При этом он не просто актуален - он прямо-таки открывает нам глаза на новую реальность века: мы балансируем на краю глобального взрыва.

Британская журналистка Эми должна по заданию редакции расследовать процесс вербовки европейских женщин агентами запрещенного в России ИГИЛ. Процесс этот развивается весьма результативно, в сеть исламистов завлечены уже тысячи девушек из различных стран Европы. И вот Эми надевает хиджаб, заводит новый аккаунт в "Фейсбуке", где фигурирует под вымышленным именем Мелоди, и выдает себя за новообращенную последовательницу ислама. Вскоре среди ее френдов обнаруживается мускулистый парень в камуфляже и с Калашниковым - Билель. Начинается их интенсивное общение по скайпу, Билель обнаруживает явный интерес к незнакомке, отпускает ей комплименты, рассказывает о своих боевых подвигах в схватках с неверными, учит готовить исламскую пищу, и чем дальше, тем необходимей для нее становятся эти виртуальные встречи. Наконец, он предлагает своей лондонской знакомой стать его женой, прилететь к нему в Сирию и найти новое счастье в кругу единоверцев.

В прокат вышел фильм "Селфи" с Константином Хабенским

Дальнейший пересказ обстоятельств фильма лишил бы будущих зрителей возможности самим пережить захватывающее дух действо. Но самое невероятное, что этот незаурядный по напряженности и динамизму триллер целиком разворачивается на компьютерном мониторе. Со всеми его причиндалами - папками на рабочем столе, аватарками, мельканием новостей в "Фейсбуке", знакомыми позывными "Скайпа", с возможностью одновременного пребывания в чате, поисков информации, пересылки фотографий и просмотром видео… Фактически это знакомый кинематографу полиэкран, но многократно усложненный обилием символов и текстов, когда даже самые накаленные диалоги могут идти и в звуковом и в текстовом режиме параллельно и одномоментно. Общаясь с Билелем, Эми одновременно консультируется со своей редакцией, получает инструкции, ищет и проверяет полученные сведения - и мы в зале полностью вовлечены в этот интенсивный процесс, хорошо знакомый продвинутому пользователю, который с современными интернет-примочками имеет дело постоянно. Надежно и навсегда зараженный компьютером, я с трудом представляю, как будет восприниматься фильм Бекмаметова человеком, еще не овладевшим соответствующими навыками,  - вероятно, он либо устанет следить за действием уже через пять минут, либо просто ничего не поймет. Но "компьютерный" зритель совершенно точно воспримет картину как свою, долгожданную, говорящую с ним на одном языке. Во всяком случае, во время просмотра я испытал счастье именно этого рода.

"Профайл" - успешный поиск нового способа взаимодействия кино с современной публикой

"Профайл" - разведка боем. И прежде всего - более чем успешный поиск нового способа взаимодействия кино с современной публикой. Киноязыка новых поколений. Взаимопроникновения реальности и "виртуала", который в жизни для очень многих часто заменяет, как известно, саму жизнь.

В условиях такого визуального самоограничения для режиссера фильма особенно важны два главных актера, несущих на себя всю драматическую нагрузку. Эми-"Мелоди" играет ирландская актриса Валин Кэйн, Билеля - англо-пакистанец Шазад Латиф. Именно им нужно только на крупных планах, как бывает при общении по "Скайпу", провести эту многослойную игру-провокацию, когда каждый партнер выдает себя не за того, кем является, прокламирует ложные цели и демонстрирует ложные чувства. Ложные чувства в какой-то момент смешаются с подлинными - именно в этот миг и должна захлопнуться ловушка.

"Охота на воров": гипермаскулинное кино про ограбление банка

Оба исполнителя так достоверно имитируют небрежное общение, характерное для чатов, что мы в зале довольно быстро забываем, что это кино - перед нами реальный компьютерный монитор, и мы наблюдаем за происходящим, случайно подключившись, онлайн. Латиф, кроме всего, обладает тем самым восточным магнетизмом, который и становится главной опасностью для героини. В его присутствии фильм, при всем новаторстве его формы, выходит к вечной мефистофельской теме притягательности зла. Зафиксировав ее уже на грани глобальной катастрофы.

Не знаю, в каком виде предстанет "Профайл" перед российской публикой. Интернет - мир преимущественно англоязычный, и общение в фильме идет по-английски, причем на сетевом жаргоне. Дублировать такое и невозможно и не нужно. Но и отсечь от экранов не владеющую английским публику тоже было бы неправильно. Остается разве что перевести не только звучащие диалоги, но и текстовой чат - то есть заново переснять фильм. Где выход? У меня пока нет ответа.

Наше кино Мировое кино