21.02.2018 16:40
Кинократия

"Черная пантера": расовый дискурс и трансформация капитализма

Текст:  Алексей Литовченко
Ваканда - маленькая, строго засекреченная, жестко изолированная страна в Африке, созданная аборигенами в незапамятные времена полумифическим-полуфантастическим образом: при помощи древнеегипетской богини, волшебного цветочка и на залежах внеземного происхождения суперпрочного металла вибраниума. Этот ресурс, судя по всему, - единственное полезное ископаемое и единственная основа экономики, тем не менее, весьма сильной. Форма государственного правления - абсолютная монархия. Ваканда отличается технологическим превосходством, высоким уровнем жизни и страстью к пышным и нелепым церемониям.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Черная пантера"

Благоденствие этого странного гибрида КНДР и Саудовской Аравии продолжалось до событий фильма "Первый мститель: Противостояние", когда очередного короля, по имени Т"Чака, взорвали негодяи. Сюжет "Черной пантеры" начинается немногим позднее. Наследник, принц Т'Чалла, вступает в должность главы Ваканды, предварительно одолев другого кандидата в честном бою на краю высокого обрыва (ведь именно так выбирают правителей в развитых странах).

"Призрачная нить": прощальный поклон Дэниела Дэй-Льюиса

Как вдруг на политической арене возникает неожиданная фигура. Киллмонгер - персонаж гамлетовской судьбы, тоже монарших кровей и, следовательно, претендующий на трон. Кроме того, он - выходец из американского гетто, и потому страшно обозлен на белых угнетателей. Фундамент его программы - план установления нового миропорядка: раздать повсеместно, от Нью-Йорка до Гонконга, каждому угнетаемому негру (а иных, как известно, не бывает) по вибраниумовому копью и разжечь таким образом пламя глобальной расовой революции.

Радикальная идея встречает одобрение у многих вакандян - ведь как может сознательный гражданин спокойно спать, зная, что его черных братьев в это время угнетают? Впрочем, лет 200-300 назад, когда население Африки плотно утрамбовывали в трюмы кораблей и увозили на плантации, спалось сознательным гражданам Ваканды, видимо, нормально. Зато теперь вот бессонница мучает.

Т'Чалла T'Чакович же придерживается консервативной позиции: сидеть ровно на тоннах вибраниума, не отсвечивая. Отсюда - конфликт между протагонистом и антагонистом, приводящий к смуте и заражающий бациллами сомнений душу самого Т"Чаллы: очевидно же, что вечно прятаться, единолично потребляя ценное сырье - контрпродуктивно и подло. При этом расовый дискурс маскирует и в конечном счете оправдывает, как и в реальности, косметическую трансформацию капитализма из "плохого, алчного" - в "хороший", т.н. этический капитализм. Кстати, примерно о том же новый фильм Ридли Скотта.

Но если не углубляться, главная тема и ставка в конфликте - будущее всех темнокожих людей планеты. И именно по этой причине подавляющее большинство западных критиков "Черную пантеру" неустанно лобызает, заваливая комплиментами. Оно и понятно: толерантность стоит такая, что спецэффекты от хромакея отклеиваются. В более-менее значительных ролях - всего два белых актера. Настоящее diversity.

Мартин Фримен играет знакомого по "Противостоянию" агента Росса, который становится верным другом Т'Чаллы и его сторонников, но по сути является декоративной мебелью. Выглядит Фримен соответствующе. На лице его читается смятение, а затравленный взгляд вопрошает: зачем я здесь? кто все эти люди? куда подевался Шерлок? У Энди Серкиса, наоборот, вид дерзкий и угрожающий. Он опять изображает мелкопакостного бандита Улисса Кло, появлявшегося в "Эре Альтрона", харизматичного и колоритного. Увы, недолго.

"Форма воды": очередной реванш "не таких, как все"

Что касается действительно важных (читай: темнокожих) персонажей, то характеры их - плоские и скучные, а драматические коллизии крутятся вокруг тех самых проблем, которые шерифа не волнуют, и чтобы ими проникнуться, необходимо быть вовлеченным в определенный культурно-социальный контекст. Проще говоря, если вы пигментом не вышли или не сочувствуете чрезмерно невзгодам, выпавшим на долю тех, кто пигментом вышел, то вряд ли пафосная болтовня жителей Ваканды сможет тронуть ваше сердце. А пафосной болтовни в "Черной пантере" много. Очень много. Это самый серьезный и наименее развлекательный и смешной фильм из всей киновселенной Marvel.

Очередь из красочных экшн-сцен - в начале, баталия с использованием бронированных носорогов - в кульминации, а между ними - два рукопашных поединка, не слишком друг от друга отличающихся, и диалоги, один увлекательнее другого (на самом деле нет). Так проходит два с четвертью часа, на протяжении которых можно любоваться экзотическим дизайном антуража, сочетающим футуризм и традиционные африканские мотивы. Весьма недурно это все придумано-нарисовано. Но тоже надоедает.

Выход первого в данной киновселенной "сольного" фильма о чернокожем супергерое  был неизбежен - и не только из соображений развития истории. Попробуйте найти и посчитать в высшем руководстве Disney и Marvel представителей отличных от европеоидной рас. Проделайте то же самое с ключевыми супергероями в команде Мстителей. Затем взгляните на количество знаков в сумме домашних сборов "Черной пантеры". А теперь, учитывая вышеупомянутые социально-культурный контекст и трансформацию капитализма, подумайте, как все перечисленные факторы связаны. Возможно, размышления приведут вас к интересным умозаключениям о природе разных вещей.

2
Рецензии