Я - водяной, я - водяной, поговорил бы кто со мной


Чемпион по номинациям на грядущем "Оскаре" - фантастическая мелодрама "Форма воды" - всего на один пункт отстает от рекордсменов, среди которых - проевший в прошлом году всем плешь "Ла-Ла Ленд", так, однако, и не взявший главный приз (ха-ха). Зато теперь для того, чтобы кажущееся неизбежным снова не свершилось, потребуется чудо калибром побольше: ведь главный (если верить букмекерам) конкурент лидера - великолепная драма Мартина Макдонаха - не может (в отличие от прошлогоднего победителя - "Лунного света") похвастаться пристальным вниманием к страданиям всевозможных меньшинств, вместо этого обращаясь к "старомодному" гуманизму.

А вот Гильермо дель Торо прекрасно понимает, чем ублажить Американскую киноакадемию. Поэтому в его фильме главная героиня - немая и печальная Элайза, девушка-изгой, работающая уборщицей в секретной научной лаборатории в суровый нетолерантный век (на дворе - 1963 год) и обретающая свое счастье в лице здоровенной антропоморфной полурыбы. С ее помощью американцы хотели было победить Советский Союз, да раздумали, в результате чего несчастный непонятый монстр тоже оказался ненужным в этом гадком царстве победившего тестостерона.

C целью вызволения дальнего родственника лавкрафтовых рыбочеловеков из застенков прислужников американской военщины формируется целый Отряд отверженных: к экзотической парочке примыкают чернокожая коллега Элайзы и пожилой жеманный художник-гей. Также им помогает русский ученый-шпион, уставший от непонимания и самодурства со стороны начальства - как американского, так и советского. Зачем нужен последний? Духа эпохи ради, разумеется. Главный вклад персонажа Майкла Стулбарга в общее дело - два чемодана спелой клюквы, где есть коммунист по фамилии Михалков (а вы думаете - зря синефилы дифирамбы "Форме воды" поют?) и очаровательная "цитата Ленина": "Нет пользы в рыбе, оставшейся с прошлой недели" (не спрашивайте).

Главный и единственный полноценный антагонист - под стать вышеописанной псевдомарвеловской команде "не таких, как все". Настоящий комиксовый злодей (еще и с лицом Майкла Шеннона). Он воплощает сразу все постыдные пороки шестидесятых, какими их видит современный голливудский хипстер: белый расист, религиозный фундаменталист и латентный извращенец с явной склонностью к садизму, а также сексист, мужлан и просто грубиян. Полный набор, в общем. И цели у него соответствующие: ищет он человекоподобную рыбину - погубить, женщин - домогаться, негров - унизить.

Такая вот бесхитростная, но идеологически верная сказка, состряпанная из политической конъюнктуры и надерганных отовсюду - от "Твари из Черной лагуны" до "Амели" - классических образов, с романтичным межвидовым сексом (транс- и постгуманизм, не забываем, тоже нынче в тренде) и концовкой, от которой Александр Беляев, наверное, разрыдался бы.

Можно, конечно, потратить на "Форму воды" два часа ради ее визуальных изысков и отдать должное ретро-эстетству дель Торо (тут для особых ценителей прямо под квартиркой Элайзы расположился целый кинотеатр), но если вам все-таки нестерпимо захотелось непритязательных страшненьких сказочек - лучше уж идите к Бертону.

2