"Дом странных детей": Тим Бертон снова в отличной форме
Дети действительно существуют: живут себе на небольшом острове в Уэльсе. Умеют летать, становиться невидимыми, выращивать морковку силой мысли или поджигать что-нибудь одним прикосновением. А приглядывает за ними волшебница мисс Перегрин - этакая Мэри Поппинс, курящая трубку и ловко стреляющая из арбалета.
Последние годы Тим Бертон, прямо скажем, ломился в открытую дверь. Оставаясь мощнейшим визуалистом, в свое время устроившим настоящую революцию в том, как кино может выглядеть и смотреться, он никак не мог найти соответствующий своему таланту сценарий. Такой, чтобы можно было разгуляться и с фирменным черным юмором, и с "сюром", и с парадоксальной сентиментальностью. Не получилось даже с "Алисой в Стране чудес", ставшей хитом проката, но по сравнению с литературным первоисточником перевранной настолько, что за ее режиссера становилось неловко.
Однако любая полоса неудач заканчивается. И вот мы, прильнув к экранам, увлеченно наблюдаем за приключениями мальчика Джейка и его необычных друзей. Вообще-то они, как и Алиса, - герои книжки. Причем не абы какой, а бестселлерной. Написанной Ренсомом Риггзом. Называемой "американским "Гарри Поттером". И получившей два продолжения. Следовательно, за сиквелом и триквелом дело не станет. Впрочем, говорить об их качестве пока рано. А вот "Дом странных детей мисс Перегрин" вполне тянет на звание одной из лучших лент этого года. И заслуживает торжественного восклицания: "Бертон вернулся!"
Он снова - как это было с "Эдвардом - руками-ножницами", "Сонной лощиной" и "Крупной рыбой" - снял лихую и захватывающую сказку. Такую, что посмотреть ее будет интересно и детям (конечно, не слишком маленьким), и взрослым. Первых порадуют занятный сюжет и актеры-ровесники, восхитительно справляющиеся со своими ролями. Вторых - то же самое плюс макабрические эскапады, страшненькие куклы, виртуозно переосмысленная викторианская готика, Ева Грин с пышной прической (и способностью превращаться в очаровательную птичку) и феерически смешной злодей Сэмюела Л. Джексона. Не говоря уже о многочисленных цитатах и приколах - типа эпической битвы скелетов с монстрами при поддержке артиллерии из сладостей.
Правда, хватает тут и серьезных - и даже трагических - ноток. В жутких чудовищах просматриваются очевидные намеки на нацистов (примерно как у дель Торо в "Лабиринте Фавна"). В самом приюте госпожи Перегрин, законсервированном в 1943 году, - аллюзия на безвозвратно утраченное детство. В магии - тихий бунт против серых будней. В общем, за фантазерским фасадом, развеселым балаганом, перенесенными на пленку ночными кошмарами и фриковством прячутся сразу несколько важных и вечно актуальных высказываний.
Конечно, идеальным Home for Peculiars не назовешь. В глаза порой бросаются сценарные дыры, а разобраться, что к чему, иногда не сможет и опытный зритель, привыкший к разного рода кинотрюкам со временем и пространством. Но о недостатках после сеанса совсем не трудно забыть. В то время как сказочная романтическая атмосфера, актерские перфомансы и эстетская постановка точно запомнятся надолго.