Экономика преодолела кризис, Россия вышла на устойчивую положительную динамику по всем ключевым показателям. Растет ВВП. В стране реализуется ряд ключевых мегапроектов. В Уральском округе это, к примеру, "Ямал СПГ": совокупная мощность трех очередей составит 16,5 миллиона тонн сжиженного природного газа. Завод будет давать стране миллиарды долларов в год и обеспечивать ее экономическую безопасность.
Там же, на Ямале, где расположены крупнейшие месторождения Газпрома, очень интенсивно идет строительство автомобильных и железных дорог, Северного широтного хода. Реализуется госпрограмма по Северному морскому пути, что означает большой заказ для уральских металлургов, потому что судостроение - металлоемкая отрасль. Думаю, и этот проект добавит драйва экономике.
Строительство магистрального газопровода "Сила Сибири", хотя формально ведется не на территории УрФО, во многом делается руками и умами уральских специалистов - для него поставляются наши трубы. Проект открывает новые горизонты для отечественного ТЭК: благодаря его реализации станет возможным строительство современных газохимических и газоперерабатывающих производств. Еще Менделеев говорил, что топить нефтью - все равно что топить ассигнациями. Думаю, что запуск "Силы Сибири" поможет существенно увеличить процент переработки газа.
Нефтяные месторождения России тоже обслуживаются во многом с помощью уральских предприятий. Несмотря на все кризисные явления, спрос на нефть в мире растет. Отрасль обеспечивает заказами наших трубников, производителей арматуры, машиностроителей. В Тобольске строится нефтехимическое предприятие, которое обещает стать крупнейшим не только в России, но и в мире. Его мощность составит миллион тонн полиэтилена и столько же полипропилена в год, что означает кратное увеличение объемов переработки нефтепродуктов и усиление нашей экономической безопасности.
То есть в целом экономика региона на подъеме. Риски, конечно, тоже есть, и главный из них - зависимость от импорта. Импортозамещение должно развиваться интенсивнее, потому что санкционные процессы продолжаются. Мы во многом "сидим на игле" в сегменте высокотехнологичного машиностроения, нужно восстанавливать отечественное производство.
Реализация мегапроектов в конце концов приведет к тому, что и ВВП, и количество денег в экономике будут расти. Вопрос в том, просто ли мы эти деньги "проедим", или пустим их на развитие, начнем осваивать новые технологические уклады. В этой ситуации как никогда важна инновационная надстройка, малый бизнес, который, как правило, быстрее всех внедряет новые виды техники и технологии в работу.
Думаю, что слова о росте региональной экономики сейчас должны расцениваться не как итог, а скорее как некий аванс. Сегодняшний период - индикативный. Это борьба больших рисков и больших возможностей, и от качества управления и человеческой инициативы зависит, какая чаша весов окажется тяжелее.