Глава Роспатента Григорий Ивлиев подтверждает: в прошлом году число заявок на получение патентов от российских изобретателей сократилось на 15 процентов (с 26,8 до 22,8 тысячи). Для сравнения: в конце 80-х годов прошлого века в СССР регистрировали более 80 тысяч патентов в год - почти в три раза больше, чем сейчас.
Причин тому, по мнению руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, несколько. Во многих случаях патентование не сулит изобретателю серьезной выгоды, ведь работодатель сам решает, стоит ли и в каком объеме выплачивать автору вознаграждение. Никто не стимулирует инженеров и конструкторов создавать уникальные разработки. Кроме того, утрачен престиж статуса изобретателя.
Однако есть и другая точка зрения: дело не в том, что россияне мало изобретают, а в том, что просто не хотят оформлять патенты.
- Во-первых, нужно заплатить большую сумму (обычно от 20 до 50 тысяч рублей. - Прим.ред.). Во-вторых, подготовить немалый объем документов, - поясняет екатеринбуржец Михаил Лаховский, изобретатель устройств в сфере энергосбережения, которые применяются уже в ста городах страны. - В-третьих, многие изобретатели невольно задумываются, стоит ли тратить на это силы и время, если нет уверенности, что твоя разработка будет претворена в жизнь.
По его словам, организовать производство и продажу инновационной продукции удается единицам. Помочь авторам идей способны венчурные компании, но, чтобы получить финансирование, разработчик должен довести изобретение от чертежа, бумажной версии до промышленного образца, доказать новизну и полезность придуманного устройства.
Какие еще есть институты развития, помогающие изобретателям с внедрением их разработок?
- Задача технопарка - развитие научно-технического, инновационного и промышленного потенциала УрФО. Технопарк поддерживает только высокотехнологичные проекты в сферах телекоммуникационного и программного обеспечения, нанотехнологий, приборостроения и электроники, энергоэффективности и энергосбережения. Поэтому, если предприниматель, работающий в каком-либо из этих направлений, обратится за помощью, он ее гарантированно получит, - обещает Марат Нуриев, гендиректор технопарка высоких технологий "Университетский".
Остальные сферы (а их большинство) - вне его компетенции. Отсутствие государственных центров внедрения изобретений и недальновидность многих промышленников влечет весьма печальные последствия. Например, Нина Шмидт, патентный поверенный из Екатеринбурга с 43-летним стажем, рассказывает, что, проводя тематический патентный поиск в международных базах, очень часто встречает русские фамилии. Это значит, что разработки не пригодились на родине, зато иностранные компании применяют их с удовольствием.
- У нас очень светлые головы, но нет единой политики применительно к новым изобретениям, а у молодых руководителей предприятий нет понимания, что подобную деятельность нужно поддерживать и стимулировать, - говорит Нина Шмидт. - Поэтому неудивительно, что после нескольких безрезультатных попыток внедрить разработку в своей стране новатор получает патент другого государства, которое организует производство и платит приличное вознаграждение. У меня есть изобретатель, который еще не получил патент, но его установку уже с нетерпением ждут в Австралии.
К сожалению, это относится и к массивным узлам нефтегазового оборудования за сотни тысяч долларов, и к уникальным приборам, способным на уровне атомов выделять конкретные элементы из смесей и горных пород, и к копеечным, но тоже крайне полезным изобретениям. Например, созданный в нашем регионе чертежный прибор для школьников и студентов, названный плоским циркулем, сейчас готовят к производству не на Среднем Урале, а в Казахстане.
- Я был свидетелем испытаний безопасной шайбы - она представляет собой мягкую оболочку наполненную солью или песком. Это идеальный вариант для детских секций, чтобы ребятишки не травмировались. Шайбу протестировали хоккеисты "Автомобилиста" и сказали, что она не уступает обычной. Но производить новинку никто не взялся, - говорит председатель Свердловского совета ВОИР Алексей Окунев.
Эксперты сходятся во мнении, что в наиболее выигрышном положении находятся сотрудники небольших частных компаний: им приходится завоевывать место на рынке, а продвижение собственных ноу-хау - лучший способ.
- Сейчас мы находимся в процессе патентования бесконтактной системы очистки стекол для камер видеонаблюдения. Полезная новинка: такая аппаратура сегодня стоит везде и мыть ее как-то надо, - рассказывает директор частной фирмы Михаил Чистяков. - Все рационализаторские предложения сотрудников поощряем материально. Безусловно, успех определяет готовность предприятия к внедрению разработки. Когда один создает уникальную вещь, в творческий процесс постепенно вовлекаются коллеги - в какой-то момент даже начинается негласное соревнование: кто решит задачу самым эффективным способом.
Справка "РГ"
Роспатент и Федеральный институт промышленной собственности каждый год выбирают 100 лучших изобретений России. В 2016 году в список из 134 разработок вошли только пять из УрФО. Это курганское изобретение для нефтегазовой промышленности (задвижка для трубопровода), созданная в Югре система поддержания температуры масла для газотурбинного двигателя и три свердловских: тренажер для глаз, мобильная волновая электростанция и новая группа химических соединений, обладающих противоопухолевой активностью.