28.02.2018 14:20
Происшествия

В НАК объяснили звонки о лжеминировании "хулиганским поведением"

НАК: Атака "телефонных террористов" в России - дело рук хулиганов
Текст:  Иван Петров
Российская газета - Федеральный выпуск: №44 (7507)
За прошлогодней массированной атакой "телефонных террористов" в России скрывались исключительно хулиганские действия. Об этом на пресс-конференции рассказал советник председателя Национального антитеррористического комитета (НАК) Андрей Пржездомский. "Проведенная поисковая работа позволила установить механизмы совершения таких звонков. Все они были сделаны не кустарно, а с помощью современных технологий", - сказал он.
Читать на сайте RG.RU
Массовая эвакуация вокзалов и ТЦ в Москве

В НАК констатировали, что настолько массовый вброс анонимного телефонного терроризма отмечался в России впервые за многие годы. Звонки с угрозами совершения терактов потребовали мобилизации ресурсов для проверки каждого обращения. "Проверки - это неизбежный процесс, емкая и затратная задача, выезд различных специалистов. Кроме того, это создает неудобства, связанные с эвакуацией граждан, школ и других общественных мест, это серьезная проблема, и она стоит денег - это большие убытки, а также большая психологическая проблема, которая ведет к состоянию постоянной тревоги, а потом - к привыканию, и обе эти составляющие негативны", - заметил Андрей Пржездомский.

Крашенинников: Закон выведет суды из-под влияния "телефонного права"

При этом представитель НАК не указал точной статистики по "телефонным террористам". Он лишь отметил, что эти цифры измеряются большим числом лиц, привлеченных к ответственности, в том числе родителей школьников, которые из озорства, когда хотят сорвать урок, такие звонки делали. Родителям таких шутников, отметил Пржездомский, пришлось серьезно раскошелиться.

Напомним, всего с 11 сентября 2017 года, когда в крупных российских городах началась массовая волна сообщений о ложных минированиях, атаке "телефонных террористов" подверглись почти 4 тысячи объектов, были эвакуированы свыше 2,6 млн человек. По фактам многочисленных ложных сообщений об угрозах взрыва в Москве возбуждено и расследуется многоэпизодное уголовное дело по ст. 207 УК РФ "заведомо ложное сообщение об акте терроризма". Аналогичные уголовные дела расследуются и в других регионах.

Директор ФСБ Александр Бортников в конце прошлого года заявлял, что спецслужбе удалось установить, кто совершал эти звонки.

По его словам, под подозрением четверо граждан России, которые организовали эту атаку из-за границы. При этом пособники у них находятся в России. "Установить их было непросто, поскольку они использовали IP-технологии. Могу однозначно сказать, что это российские граждане - 4 человека, находящихся сейчас за границей", - отмечал глава ФСБ России.

После массовой атаки "телефонных террористов" депутаты Госдумы предложили ужесточить уголовную ответственность за "заведомо ложное сообщение об акте терроризма".

Путин подписал закон о блокировке звонков "телефонных террористов"

Что же касается реальных террористов, а не телефонных, то советник председателя НАК Андрей Пржездомский рассказал, что они перешли на осуществление терактов по-новому. По его словам, обозначилась тенденция, что наряду с традиционными средствами совершения терактов "используются подручные средства - ножи, автомобили и так далее".

Речь идет об атаках на грузовиках и ножевых атаках. "Мы перехватываем достаточно много этого материала, видно, что акцент делается на осуществление подобного рода терактов", - отметил представитель НАК.

Кроме того террористы стали использовать новые методы организации. "Большинство терактов организуется иначе, используя другие организационные методы, иногда даже спонтанно", - сказал Пржездомский.

По его словам, "члены "спящих ячеек" зачастую не знают друг друга до того момента, как их объединят в группу, и они уже должны совершить теракт.

"И еще один важный момент: чаще всего они ранее не попадали в поле зрения спецслужб, и это совершенно новые люди, они растворены в общей массе. Это, конечно, большая и очень сложная задача", - указал представитель НАК.

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Охрана порядка