Призы не главное
В Перми завершился городской конкурс "Мужчина в образовании". В нем приняло участие 127 педагогов общеобразовательных школ, гимназий, училищ и детских садов. Если учесть, что в пермском образовании трудится почти 900 мужчин, то выборка вполне репрезентативная. Это учителя технологии, информатики, физкультуры, обществознания, ОБЖ, воспитатели, педагоги дополнительного образования, директора учебных заведений. Средний возраст участников 30-40 лет, представлены были все категории - от 25-летних добрых молодцев до 60-летних аксакалов педагогики.
Новый пермский конкурс не на шутку всколыхнул школьную общественность. Оказалось, что, во-первых, в системе образования работает не так уж мало представителей сильного пола. Во-вторых, все они талантливые, смелые и уверенные в себе люди (хотя, зная нынешних детей, для педагога это в первую очередь необходимые качества). И в-третьих - мероприятие получилось интересным и зрелищным.
- Когда родилась идея организовать состязание между мужчинами-педагогами, мы и не предполагали, что оно приобретет такие масштабы, - говорит начальник департамента образования города Перми Людмила Серикова. - Какое-то время с удивлением наблюдали, как стремительно растет число регистрирующихся участников. Причем их никто не заставлял и особо не агитировал. Когда количество присланных конкурсантами видеороликов о себе превысило сотню, стало очевидно: движет ими не возможность получить обещанные призы, а нечто совсем другое.
Талантом быть обязан
Но что же? Наверное, то, что и привело этих мужчин в сферу образования, - интерес к жизни, азарт и бесстрашие, желание передать свои умения и навыки другим, готовность постоянно развиваться. Без этого в школе нельзя.
- С детьми не заскучаешь, надо постоянно быть готовым ко всему, - говорит один из участников конкурса, учитель технологии и изобразительного искусства школы N 3 Алексей Скороспешкин. - Нельзя останавливаться, ведь дети очень хорошо чувствуют неравнодушие педагога и тянутся к нему.
Особенно если такой учитель - мужчина. Конечно, в силу того что женщин-педагогов больше, мужчина в школе автоматически становится центром притяжения, у него появляется своеобразный кредит доверия.
Но, по мнению Алексея Скороспешкина, поработать для того, чтобы внимание перешло в уважение, придется. Его учебный класс - это место, куда приходят как на экскурсию в музей или картинную галерею. Столько там собрано интересных вещей, созданных руками его учеников за девять лет работы.
Подобная изюминка есть у каждого участника. Кто-то вдохновляет ребят преодолевать себя, кто-то раскрывает таланты, но каждый делает это по-особенному, по-мужски.
- Современной школе очень нужно, чтобы мужчин-педагогов там работало не меньше, чем женщин, как, например, у нас, - говорит воспитатель пермской кадетской школы Руслан Рустамов. - А желающих принять участие в этом конкурсе у нас было так много, что пришлось проводить еще и внутришкольный отбор.
Показать личные качества
Ведущий лейтмотив конкурса не столько педагогика, сколько раскрытие личности учителя-мужчины. По словам организаторов, им хотелось, чтобы участники показали свои человеческие качества - таланты, способности, умение работать с детьми, харизму, если можно так сказать. Как раз то, что было, есть и будет самым интересным в мужчинах.
Основным этапом конкурса, определяющим если не все, то многое, стала... физподготовка. Оценивали ее по нормам ГТО: рывок 16-килограммовой гири, подтягивание и подъем на канате. Задание оказалось по силам далеко не всем. В третий тур вышел всего 41 участник, в основном преподаватели физической культуры.
Самым интересным, веселым и, наверное, неожиданным стал третий этап - творческий. Вот где понадобился весь нажитый опыт, умение держать удар, брать ответственность на себя.
Педагогам пришлось доказывать свою способность осваивать новые виды деятельности. В том смысле, что далеко не всем учителям физкультуры или технологии привычно писать веселые рассказы о себе или выступать на сцене. Для этого мало быть педагогом, надо быть еще уверенным в себе мужчиной. Именно так и назывался очередной этап.
Учителя музицировали, танцевали, разыгрывали сценки. В презентациях в ход пошли клипы, реклама, отрывки из фильмов. Этот этап конкурса, как и следующий, где педагоги исполняли бальные танцы, сопровождался одобрительным гулом, смехом и аплодисментами болельщиков.
По результатам очного этапа в финал конкурса прошли 11 участников. Они представили авторские наработки и идеи: рассказали о программе, создающей кроссворды, о нестандартных спортивных играх, развитии черлидинга, показали, как памятник "Пермяк - соленые уши" воспитывает любовь к истории.
Труднее всего пришлось жюри
Чтобы судить такой необычный конкурс, пришлось и жюри подобрать особенное.
В его состав вошли исполнительный директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов, депутат Пермской городской думы Василий Кузнецов, его однофамилец, телеведущий Павел Кузнецов. В ходе соревнования к ним присоединялись стилисты, хореографы, имиджмейкеры. Возглавила жюри директор Музея современного искусства PERMM Вера Никольская.
- На мой взгляд, нынешний конкурс - это скорее шоу, нежели серьезное соперничество между педагогами, - говорит Андрей Борисов. - Актер или певец на сцене должен быть органичен, гармоничен и открыт, тогда он имеет успех у публики. Всем участникам удалось показать себя с лучшей стороны. Некоторым можно прямо сейчас смело выходить на большую сцену.
И это здорово.
Как бы ни было трудно, жюри пришлось принимать решение. Победителем конкурса признан учитель технологии школы дизайна "Точка" 26-летний Денис Кашин. Выпускник педагогического института, в школу он пришел не сразу. Пробовал себя в бизнесе, был на государственной службе, путешествовал, занимался пауэрлифтингом. Словом, помимо передачи основных навыков и умений ему есть о чем рассказать ученикам.
Победителю достался денежный приз 100 тысяч рублей. Призерами стали еще трое участников. Второе место и приз 50 тысяч рублей получил учитель истории школы № 83 Егор Долгих. Третье место разделили педагоги физической культуры гимназии № 6 Юрий Мосягин и начальной школы-детского сада № 5 Олег Мелехин. Каждому из них вручен приз по 30 тысяч рублей. Все участники получили подарки и памятные призы от партнеров проекта.
Зрители имели возможность высказать свое мнение - в социальной сети было организовано народное голосование, в котором приняли участие более 15 тысяч человек. "Сетевыми" победителями стали педагоги Пермской кадетской школы № 1 Максим Аристов и Алексей Балабанов.
Новая традиция
- Этот конкурс уникален, такого ни в городе, ни в крае еще не проводили. Замечательно, что он появился, - говорит Андрей Борисов. - Мы часто повторяем, что Пермь должна стать местом притяжения для молодежи. Мне кажется, наша система образования с этой задачей справляется. По крайней мере, эти ребята показали: они инвестируют в главное - в родной край.
У нынешнего конкурса, прошедшего впервые, большое будущее. Это подтверждает и интерес участников, и внимание общественности. По словам Людмилы Сериковой, в городе родилась новая традиция - в февральские дни говорить об образовании и о мужчинах в образовании. Верится, что она приживется.