Идею по созданию региональных брендов по всей стране обсуждает "Единая Россия". О ее подробностях "Российской газете" рассказал Андрей Хазин, координатор Высшего совета ЕР по информационной политике, академик Российской академии художеств, профессор МГУ.
Цель - качественная среда для жизни и гордость человека за свою землю. У россиян есть общие сильнейшие бренды, объединяющие нас, таких разных, в единую нацию - Победа в Великой Отечественной войне, космос, великая русская литература… Но огромную, самую большую страну в мире очень сложно представить и полюбить всю сразу, она слишком необъятна, объясняет Хазин.
- Намного проще привить человеку, в особенности юному, гордость за то место, которое он хорошо знает. Если он понимает, что его край, город на протяжении сотен лет были привлекательными, что они дали стране и миру выдающихся людей, значимые идеи, то потом личную гордость за маленькую родину можно расширять и на всю страну. Это та основа, которая позволяет людям создавать общности, объединяться, чтобы улучшить свою жизнь. Не всегда для этого нужны деньги, в первую очередь, как показал опыт, нужны настоящая идея и воля к ее реализации.
Почти в каждом субъекте Федерации, историческом мини-регионе и даже населенном пункте есть точки, которые никого не оставят равнодушным, если только о них узнают. Хазин доказывает это, ссылаясь на Кировскую область, которую он представлял в Совете Федерации.
- Что известно большинству людей о Кирове? В лучшем случае - что там делают дымковскую игрушку. А между тем, там - третье, на мой взгляд, после Третьяковки и Русского музея по значимости собрание русской живописи, выдающаяся коллекция Дюрера, Великорецкий крестный ход - самый большой в России! На Вятке вечевая республика держалась дольше, чем существует государственность в США, и там до сих пор сохраняются следы демократических традиций, уходящих корнями в Средневековье, следы подчеркнутой любви к независимости.
- В Вятских Полянах, о которых слышали, наверное, только оружейники, восстановлена могила единственного в истории кавалера восьми Георгиевских крестов (тогда еще Знаков отличия Военного ордена) - выдающегося борца, героя Русско-японской войны Василия Бабушкина. Вокруг только этого места можно создать и потрясающий туристический маршрут. В каждом городе или селе можно найти что-либо подобное.
Никакой столичный специалист, считает Андрей Хазин, не сможет сделать это лучше, чем сами жители, поскольку многие достопримечательности - природные, исторические, индустриальные - вообще никогда не выходили на общероссийский уровень или, как многие выдающиеся изобретения, например, были засекречены в советское время. О некоторых городах, иногда даже административных центрах регионов, россиянам, не живущим в них, неизвестно почти ничего.
В то же время во многих городах за последние годы значительно изменилась общекультурная среда: появляются современные общественные пространства, активизируется театральная и выставочная деятельность, многие образовательные учреждения стали выходить на мировой уровень, их ученики и студенты завоевывают ведущие позиции на международных олимпиадах (как, например, школьники из того же Кирова). Это очень важный аспект жизни общества, лежащий в общемировом тренде - развитие среды обитания. Где-то, напротив, перемены в общественных пространствах и общественном сознании, которые активно начались в мегаполисах, еще не наступили, может, там даже никто толком и не задумывался об этом. Но жизнь не стоит на месте, и то, что пять лет назад казалось еще абсолютно сказочным, вдруг становится реальностью. "В недавнем интервью "РГ" Борис Грызлов привел хороший пример - бесплатный Wi-Fi в парках, который вдруг изменил состав их посетителей, помог им снова стать общественными пространствами", - говорит Хазин.
Он отдает отчет, что при всей очевидности идеи запустить работающий бренд очень сложно - хорошо, если из десяти проектов окажутся удачными три. Однако премия за победу велика - устойчивый и хорошо узнаваемый образ не только привлекает туристов, помогает формированию идентичности и созданию сообществ, но и решает проблемы с привлечением кадров и инвестиций.
- Каждое место должно быть чем-то известно, иначе люди туда никогда не поедут - они готовы ехать работать в город, о котором хоть что-то знают, но не готовы - даже за большие деньги - ехать в пустоту, в неизвестность. Посмотрите, как действует бренд Золотого кольца: туристы едут туда, даже не всегда толком представляя, какие именно города в него входят.
Брендирование - это не быстро преходящее модное увлечение, уверен Хазин. Бренд может обеспечить процветание на тысячелетия. Так, мощи святого Николая почти тысячу лет назад сделали Бари центром паломничества всего христианского мира, и этот факт - помимо его духовного значения - работает на город до сих пор.
В пример потенциально успешного Хазин приводит проект по созданию близ Ржева мемориала всем советским солдатам, павшим во Второй мировой войне. Вокруг него может возникнуть крупный образовательный, исследовательский и туристический кластер, рассчитывает он. Такие масштабные памятники остались за рубежами современной России, а ведь память о войне до сих пор трогает каждого. Это - абсолютно личное, дорогое и не искусственное, достаточно вспомнить, какую народную поддержку получила акция "Бессмертный полк" или проект министерства обороны, не имеющий аналога ни в одной стране мира, - портал podvignaroda.ru.
К поиску "настоящих" брендов ЕР, имеющая отделения практически всюду, рассчитывает призвать общественных активистов, организовывая им административную поддержку в законодательных собраниях. Без нее, говорит Андрей Хазин, инициативе пробиться обычно трудно, с другой стороны, и власть в одиночку с этим делом справиться не сможет.