Риск-ориентированный подход
Уже больше года правительство РФ совместно с регионами и органами прокуратуры реализует проект реформирования контрольно-надзорной деятельности. Его цель - конкретизировать методики проверок, чтобы перестать "кошмарить бизнес". Как отметил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, в конечном итоге нужно повысить безопасность работников, снизив в два раза смертность, травматизм и иной ущерб на производстве. В связи с этим необходимы новые критерии для оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности. Судить о работе контрольно-надзорных органов будут не по количеству проведенных проверок, а по динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба.
На прошедшем в Туле совещании с участием Генпрокурора РФ по защите прав инвесторов участники резонно заметили, что сегодня проверки не защищают граждан ни от отравлений некачественной едой, ни от аварий с участием общественного транспорта, ни от покупки контрафакта лекарственных средств. Решить эту задачу планируют с помощью риск-ориентированного подхода к организации проверок. Это значит, что инспекторов будут направлять только туда, где риск нарушений выше. И это поможет более эффективно защитить людей от недобросовестных предпринимателей.
С другой стороны, бизнес, инвесторы также нуждаются в защите, но уже от излишне навязчивых контролеров. Как заметили тульские чиновники, чтобы бизнес инвестировал, для него должны быть созданы комфортные условия, он должен чувствовать себя защищенным. А успех бизнеса - это рост поступлений в бюджет, это социальные программы, повышение уровня жизни. По словам Абызова, необходимо в два раза снизить уровень административной нагрузки на бизнес, обеспечить режим благоприятного делового климата и взаимодействия бизнеса с органами госконтроля.
- Внеплановые проверки зачастую являются инструментом недобросовестной конкуренции и давления на бизнес, - заметил министр. - Я считаю, что необходимо принять закон, закрепляющий соотношение внеплановых проверок к плановым - 1:30. Кроме того, надо максимально расширить процедуру согласования и уведомления прокуратуры обо всех внеплановых проверках, за исключением видов контроля, связанных с государственной безопасностью и борьбой с терроризмом.
Мера ответственности
Сегодня довольно много внеплановых проверок проводится с целью устранения нарушений, которые ранее выявили в ходе плановых рейдов. А это дополнительное давление на бизнес. В перспективе информацию об устранении нарушений предприниматели смогут направлять в виде уведомления.
По словам Генпрокурора Юрия Чайки, в прошлом году в пяти федеральных округах из 25 тысяч незапланированных проверок прокуратура отменила почти половину из-за их необоснованности. При этом было выявлено около 54 тысяч случаев нарушения закона со стороны контролирующих органов.
До сих пор присутствует практика, когда штрафы за выявленные нарушения служат источником пополнения бюджетов различных уровней. Нередко сумма штрафа несоразмерна масштабам бизнеса - это фактически приводит к его банкротству.
Заинтересованность региона
Как заметил министр, успех реформы госконтроля во многом определяет работа на местах, вовлеченность и постоянное личное участие руководителей регионов. От качества этого взаимодействия зависят состояние инвестиционного климата, уровень деловой активности и степень доверия бизнеса к власти.
Тульский регион в этом плане ставили в пример другим: здесь заметно сокращаются плановые и внеплановые проверки, а их эффективность возрастает.
Так, на итоговой коллегии регионального управления ФНС, прошедшей накануне совещания о защите прав инвесторов, прозвучали такие цифры: "в прошлом году количество выездных проверок сократилось более чем в 3,3 раза по сравнению с 2010 годом, а эффективность одной выездной проверки выросла с двух до десяти миллионов рублей".
Впрочем, у инвесторов есть сложности, не связанные с давлением на бизнес. Например, синхронизация региональных и федеральных актов. По словам главы Тульской области Алексея Дюмина, иногда проблемы с платежеспособностью у бизнеса возникают и из-за нерадивости или нерасторопности чиновников, возможных административных барьеров, которые не дают предпринимателям получить господдержку. А зачастую предприниматели просто о ней не знают. Есть и случаи, когда чиновники тормозят предоставление бизнесу необходимой инфраструктуры.
Между тем на промышленное развитие в стране на федеральном и региональном уровнях нацелено свыше 600 видов мер поддержки. Глава минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что в помощь инвесторам при Фонде развития промышленности функционирует специальный консультационный центр и на платформе информационной системы "Промышленность" создан навигатор по мерам поддержки. До конца года в системе появится возможность электронной подачи заявок на получение субсидий.
- Для выстраивания отраслевых балансов в ГИСП создан так называемый "Атлас промышленности", агрегирующий сведения о производственных мощностях по всем регионам России. Это позволит инвесторам принимать взвешенные, обоснованные решения о вложении средств в те или иные отрасли, - заявил Денис Мантуров.
Александр Калинин, президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ":
- Помимо совершенствования системы госконтроля, необходимо обратить внимание на выполнение обязательств перед малым и средним бизнесом в сфере госконтрактов. Нарушения носят массовый характер. Немало проблем и с заключением самого инвестиционного контракта: сроки рассмотрения договоров с инвесторами повсеместно нарушаются, зачастую чиновники требуют от бизнеса дополнительный пакет документов, который должны подготовить самостоятельно.