Заслуженный работник здравоохранения Галина Заболотская не выпускает из рук бутылку с хлорным отбеливателем. При помощи бытовой химии женщина вот уже несколько лет тщетно борется с черной плесенью, атаковавшей ее жилище.
- Дом постройки середины прошлого века, никогда не видевший капремонта, совсем прогнил. Фундамент разваливается, крыша течет. От черной плесени на полу не спасает ни сквозное проветривание, ни уксус, ни "белизна". Микроклимат такой, что тыква, которая в обычном помещении хранится 9 месяцев, здесь полностью покрывается черным плесневым налетом на третий день, - сетует женщина.
В этот 23-квартирный дом фельдшер Галина Заболотская была вынуждена переехать после трагедии. Когда она находилась на дежурстве, ее деревянный дом сгорел. Восстановить его или заработать на новое благоустроенное жилье женщина, отдавшая медицине больше 40 лет, не смогла. И вот уже почти 20 лет она ютится в комнате без удобств на втором этаже этого ветхого дома.
Два года назад здание признали аварийным, дом должен быть снесен. Одна из стен рухнула. В обвалившейся части здания раньше находился общий туалет. Вместо того чтобы экстренно переселить жильцов из опасного помещения, коммунальщики взамен рухнувшего санузла построили во дворе дома деревянную будку с дыркой в полу. В разгар холодов в комнате, где живет Галина Викторовна, возникла новая проблема: в стене вокруг ее окна на втором этаже образовалась опасная трещина - такая глубокая, что сквозь нее легко можно разглядеть улицу. В жилище из-за этого стало нестерпимо сыро и холодно, по углам опять поползла черная плесень.
После звонка читательницы на "горячую линию" в "РГ" редакция обратилась за разъяснениями в мэрию Шарьи. В комитете по управлению муниципальным имуществом сообщили, что в региональную адресную программу переселения вошли лишь те дома, которые были признаны аварийными до 1 января 2012 года.
- Указанный аварийный многоквартирный жилой дом в настоящее время находится не в критичном состоянии, за его техническим состоянием следит ООО "Управление домами", - успокоили в мэрии.
Сквозную "некритичную" дыру вокруг окна пенсионерки коммунальщики замазали цементом, поставив для наблюдения маячки. Страх за свою жизнь заставил многих обитателей дома покинуть обжитые комнаты, но треть помещений в трещащем по швам аварийном доме до сих пор обитаема.
Представители жилищного отдела добавили, что одинокой пенсионерке предлагали переехать из 17-метровой в 19-метровую комнату в доме на улице Ивана Сусанина в Шарье. Но она отказалась.
- Я ветеран труда, в очереди на жилье стою с 1987 года. Неужели за 41 год работы на "скорой" я не заработала на жилье, которое соответствовало хотя бы минимальным санитарным нормам? В маневренном доме типа общежития также сыро, в подвале стоит вода, - недоумевает пенсионерка.
В ответ на запрос "РГ" шарьинский межрайонный прокурор Алексей Хрусталев сообщил, что требования медика вполне обоснованны.
- Учитывая то, что дом, в котором проживает пенсионерка Заболотская, в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с положениями жилищного законодательства она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, - сообщил прокурор.
Прокуратура внесла в мэрию представление с требованием устранить нарушения законодательства, однако из горадминистрации пришел ответ, что "в муниципальном жилищном фонде нет благоустроенных жилых помещений, отвечающих установленным требованиям". В связи с этим предоставить человеческое жилье пенсионерке Заболотской "не представляется возможным".
Между тем для некоторых граждан благоустроенное жилье в Шарье все же находится. Как выяснилось во время прокурорской проверки, в октябре 2016 года глава администрации Шарьи Иван Царицын предоставил высокопоставленной сотруднице горадминистрации двухкомнатную благоустроенную квартиру на территории города. Жилье чиновнице передали по договору социального найма на семью из двух человек. А затем муниципальная квартира чудесным образом перешла... в собственность сына чиновницы! Кстати, в обход 1200 семей очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Но эта вседозволенность чиновников не прошла незамеченной. В конце 2017 года суд вынес экс-мэру Шарьи обвинительный приговор за махинации с жильем. Чиновника приговорили к штрафу в размере 150 тысяч рублей с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий на государственной службе и в органах местного самоуправления на два с половиной года. По иску прокурора и спорную квартиру вернули в собственность города. Только легче от этого пенсионерке Галине Заболотской не стало.
Тем временем
29 января Шарьинская межрайонная прокуратура направила в суд иск против мэрии города в интересах пенсионерки Заболотской. В своем исковом заявлении прокурор потребовал обязать администрацию Шарьи предоставить фельдшеру благоустроенное жилье во внеочередном порядке. Судебное заседание назначено на 21 марта.
"РГ" будет следить за развитием событий.