Сегодня вертолеты для оказания медицинской помощи применяют в 34 регионах страны, а к концу года ими должны быть охвачены все. По словам Татьяны Яковлевой, доступность первичной медицинской помощи в СЗФО - серьезная проблема, зачастую ни машины "скорой", ни больницы с этой задачей не справляются. Совершенствовать "первичку" (а именно этот пункт замминистра назвала приоритетным в развитии отечественной медицины на ближайшие несколько лет) и будет санавиация. Впрочем, простым введение новой меры не назовешь: чтобы проект полноценно заработал, регионам изначально нужно иметь определенные наработки.
- Работать санавиация будет на базе скорой помощи. Там, где нет централизованной диспетчерской службы, сделать это не получится, - подчеркнула Яковлева.
Нужно сказать, что проект уже опробовали в Ленинградской области: в 2014 году регион наряду с Москвой стал пилотным. По итогам прошлого года вертолеты совершили 200 рейсов, и, по словам экспертов, "половина из тех, кого доставили, иначе бы не выжили". Чаще всего вылеты бывают на тяжелые ДТП, еще среди вызовов - инфаркты, инсульты, неврологические заболевания. Вместе с тем чиновник назвал проект очень затратным: ведь деньги нужны не только на создание посадочных площадок (а их за эти годы было построено более 30). Сюда входит оплата каждого летного часа, аренда самого вертолета и оборудования, а также зарплата пилота.
При этом услуги по санавиации в регионах сегодня оказывают разные ведомства и организации с использованием воздушных сил различной принадлежности. Где-то транспорт предоставляют частные компании, где-то на подмогу приходит МЧС. Однако вертолеты медицинской комплектации предоставляют не всегда. Выбрать единого оператора услуг санавиации в конце 2017 года предлагал "Ростех". Такой шаг, по мнению корпорации, позволит сформировать полноценный парк авиатехники, а также организовать необходимую инфраструктуру. "Применение единой методологии и централизация ряда функций приведет к оптимизации стоимости летного часа в разных субъектах РФ, ведь сейчас она отличается в разы", - отмечают представители компании.
Рассчитывается, что под этот проект до 2021 года выпустят более 100 модернизированных вертолетов, оснащенных высокотехнологичным медицинским оборудованием российского производства. Сейчас проект рассматривается минфином, минэкономразвития и минтрансом, но насколько его положения будет учтены при реализации проекта, стартующего осенью, пока неизвестно.
Надо сказать, что в этом году в Псковской области тоже возобновили использование санавиации. Но к ее внедрению не все отнеслись с воодушевлением. Так, бывший главврач Псковской областной больницы, первый заместитель председателя областного собрания депутатов Виктор Антонов боится, что в дальнейшем вся финансовая нагрузка по содержанию и обслуживанию вертолетов ляжет на регион.
- Безусловно, санавиация нам нужна. Есть отдаленные районы, например Кунья, Невель, те же Талабские острова, с которых проблематично транспортировать больных оперативно. Но все затраты нужно анализировать и понимать, во что это в дальнейшем выльется для области.
По его словам, сейчас существует норма, сколько вертолет должен отлетать часов, однако санавиация нужна далеко не во всех ситуациях - вопрос о транспортировке больного должен решать сам врач, а не чиновники.
Полпред президента в СЗФО Александр Беглов также отметил, что региону нужно уделить серьезное внимание фельдшерско-акушерским пунктам. Однако без федерального софинансирования регионам не справиться и с теми задачами, которые перед ними стоят. Он обратил внимание на низкую укомплектованность
ФАПов оборудованием и персоналом, тогда как в удаленных районах эта проблема особенно остра. Сегодня региону необходимы 305 новых фельдшерско-акушерских пунктов, а строить медицинские учреждения нужно параллельно со служебным жильем, особенно с учетом государственных программ, когда врач может получить так называемые подъемные выплаты при переезде и работе в регионах из специального списка, подчеркнул Беглов.