В документе установлены критерии отбора проектов, инвесторы которых смогут получить землю в аренду, минуя аукцион.
Крупный проект должен соответствовать одному из трех критериев. Компании при его реализации необходимо инвестировать не менее 100 миллионов рублей в расчете на один гектар или 40 миллионов, если это высокотехнологичная отрасль, создать 100 простых или 20 высокопроизводительных рабочих мест, а с третьего года аренды участка отчислять в бюджет Севастополя не менее трех миллионов рублей налогов с одного гектара. Второй вариант устанавливает отдельные условия для промышленных предприятий (восемь миллионов рублей налоговых поступлений в местный бюджет с гектара) и сельхозпредприятий (100 тысяч рублей с гектара). В третьем варианте количественных требований нет, но проект должен быть внесен в госпрограммы РФ или Севастополя.
Для объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе туристической и спортивной инфраструктуры, предусмотрено лишь одно требование: включение в госпрограммы РФ или Севастополя.
Одобрить проект должен Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам города Севастополя, затем с инициатором заключается инвестиционное соглашение, которое будет исполняться поэтапно. Если юрлицо не выполнит обязательства, власти могут расторгнуть договор аренды земли, после чего инвестор обязан привести участок в исходное состояние и провести рекультивацию.
Как отметил вице-губернатор Севастополя Илья Пономарев, право выделять участки без торгов предоставлено Земельным кодексом РФ, и большинство субъектов им воспользовались, отсутствие же закона в Севастополе снижает инвестиционную привлекательность региона.
- Закон актуален в отношении участников свободной экономической зоны. Более 70 инвестпроектов резидентов СЭЗ сейчас как раз ожидают земельные участки, - сообщил Пономарев.
Проект закона предварительно обсуждался с представителями бизнеса, и те просили снизить планку для промышленных и сельхозпредприятий. Но в правительстве не видят в этом необходимости. Пономарев уточнил, что количественные требования к инвесторам были сформированы на основе объема инвестиций и налоговых отчислений участников СЭЗ Севастополя.
- Такой дефицитный ресурс, как земля, должен использоваться максимально эффективно, - считает вице-губернатор. - Предложенные показатели объема инвестиций и количества рабочих мест близки средним значениям в субъектах РФ с хорошим уровнем развития.
Глава комитета Заксобрания по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов рассказал, что похожий законопроект депутаты рассматривали в 2015 году и отклонили в первом чтении, так как документ давал лишние привилегии застройщикам. Новая редакция содержит похожие риски, ведь для туристических объектов не прописаны никакие критерии, помимо включения в госпрограмму.
Крупные застройщики Севастополя просили предусмотреть в законе выделение земли без конкурса для строительства жилья по госпрограммам, а в качестве критерия установить стоимость квадратного метра социального жилья. Однако в ЗС считают, что девелоперы должны получать землю на общих основаниях.
Но больше всего народных избранников смутило, что в законе не установлены количественные ограничения для масштабных инвестпроектов, включенных в госпрограммы. Изменения в программы Севастополя чиновники вносят на свое усмотрение, инвестсовет проходит за закрытыми дверями, а значит, есть риск, что земля пойдет под проекты, которые не принесут городу пользы.
- Если хоть одно рабочее место создано и хоть один рубль зарабатывается, то проект признается масштабным инвестиционным, - рассуждает глава комиссии ЗС по бюджету Вячеслав Аксенов. - Закон составлен так, что требования можно свести к минимуму, оставив только преамбулу и пункт о госпрограммах. Остальное можно выбрасывать - не важно, будут ли соблюдаться другие условия, всегда есть возможность пойти по пути госпрограмм. Закон очень дырявый, принимать его во втором чтении в таком виде нельзя.
Комитеты и комиссии ЗС готовят свои поправки к законопроекту, которые рассмотрят после 13 марта.
Олег Николаев, генеральный директор Корпорации развития Севастополя:
- Закон о выделении земли без торгов крайне необходим, чтобы активнее привлекать инвесторов в те отрасли, которые мы собираемся развивать. Они прописаны в стратегии развития Севастополя, это высокотехнологичное производство, сельское хозяйство, рыбная промышленность и так далее. Пока земля в Севастополе выделяется только по конкурсу. Например, для индустриального парка мы определили границы, приняли концепцию. Но парадокс в том, что инвесторы, которые придут в парк, должны получать землю на конкурсной основе. То есть сама идея таких спецтерриторий нивелируется.