07.03.2018 13:05
Культура

В Петербурге представили балет "Солярис"

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
В Петербурге представили премьеру - "Солярис" в постановке и хореографии Юрия Смекалова, артиста балетной труппы Мариинского театра и хореографа. Это первый балетный спектакль в истории драматического театра "Приют комедианта", где, к слову, совсем небольшая сцена, камерная.
Читать на сайте RG.RU

Многие в ХХ веке зачитывались фантастическим романом "Солярис" польского писателя Станислава Лема, описывающим взаимоотношения людей будущего c разумным Океаном планеты Солярис. Одно из лучших произведений в мировой фантастике. Знают и выдающийся одноименный фильм Андрея Тарковского (1972). А через 30 лет появился американский "Солярис" - снял его Стивен Содерберг, главную роль сыграл Джордж Клуни. Кстати, обе экранизации Лему не понравились.

Театр "На Литейном" выпустил "Превращение" Кафки

Исследовательская космическая станция, загадочная планета Солярис, доктор (психолог) Крис Кельвин и его любимая женщина Хари, эксперименты Сарториуса - это в книге. На сцене шесть действующих лиц: Человек. Настоящее, Муа. Женщина, Мальчик. Прошлое, Депучин. Будущее, Ворон off. Темное, Кеплер Пуансо. Светлое. Как сказано в программке: "Все персонажи спектакля равнозначны, они - части одной личности, оттиски памяти ее подсознания. Каждая устремлена к поиску чего-то важного, но непреодолимо далекого". По словам Юрия Смекалова, его спектакль - продолжение размышлений, заложенных в  романе. Какая сила предшествует человеку и определяет его существование? Как ее отыскать?

У каждого артиста есть свои поклонники, поэтому зал театра переполнен, не вместить всех желающих посмотреть спектакль, хотя премьеру играли три вечера подряд. Заняты: Игорь Колб - премьер Мариинского театра, Виктория Литвинова - в труппе Большого театра, Злата Ялинич - Мариинского, Александр Челидзе - хореограф, худрук мастерской современной хореографии Escabo, Владимир Варнава - известный танцовщик, хореограф, дважды лауреат премии "Золотая маска" и сам Юрий Смекалов.

Корреспондент "РГ" спектакль посмотрела и поговорила с его создателями.

Юрий, нужно ли прочитать роман Лема перед посещением театра?

Юрий Смекалов: Наш спектакль - не инсценировка романа, это мой взгляд на произведение. Кинорежиссер Андрей Тарковский по-своему трактовал мысли, заложенные писателем, и это было вершиной артхауса в советское время. Для меня в этом романе было важно то, что Лем оставил "за кадром", между строк. Я убежден, что он рассуждал про Бога, про то, насколько человек способен оценивать себя единой крупицей в пространстве космоса.

Лем писал, что Солярис - это колыбель Бога. Космос сканирует генетическую память и дает возможность оказаться в прошлом, снова пережить эмоции, которые важны для человека. Сможет ли он справиться с этим, принять это? На мой взгляд, Лем говорил о прошлом, настоящем и будущем. Прошлого не существует, будущего нет, есть только настоящее.

Фоторепортаж: В Петербурге представили балет "Солярис"

У нас было желание назвать спектакль "Соль и рис". Соль и рис являются основными ингредиентами, стилизующими религии в Евразии, в христианстве и буддизме. Поэтому на сцене появилась звездная пыль, крошка, которая олицетворяет соль и рис.

Можно и не читать книгу перед походом в театр. Но я всегда за то, чтобы читать, развиваться, думать.

В Петербурге возродят легендарные спектакли Сергея Барковского

Какого зрителя ждете? Поклонников балета и не только?

Юрий Смекалов: Думаю, наш спектакль предназначен любителям современного искусства, современного танца, концептуальных решений и интересных идей. Наверное, не все поклонники балета поймут наш замысел, и не на них мы ориентировались. Это спектакль, который мы решаем пластическим образом. Перформанс. Для меня было важно соединить на сцене артистов разных направлений, школ - классического танца и современного балета. Здесь единение душ, мы можем сосуществовать друг с другом одинаково позитивно, любить классику и изучать современный танец. Это очень важно, ведь мир балета маленький, и лучше нести добро, чем сеять зло.

"Солярис" Тарковского - ваш любимый фильм?

Юрий Смекалов: Не сказал бы так. Скорее, книга Лема. Мне очень нравится фильм Кристофера Нолана "Интерстеллар", интересует все, что связано с космосом. Тема плодотворная - чтобы придумывать что-то на нее, размышлять.

Какую музыку решили использовать?

Юрий Смекалов: Совершенно случайно познакомились в общей компании с молодым парнем Бхимой Юнусовым, талантливым музыкантом. Я послушал его музыку, несколько песен, которые он сочинил, они зацепили меня. Понял, что только он должен написать музыку к современному балету на космическую тему. Ему всего 25 лет, без консерваторского образования, у него свое, очень интересное восприятие мира, жизни.

Для Бхимы Юнусова "Солярис" - дебют в театре.

- Я из Ульяновска, три года назад перебрался в Петербург, но много путешествую по миру, - рассказал музыкант. - Перед тем, как писать музыку к "Солярису", прочитал роман. Посмотрел фильм Тарковского, просто плакал над сценой невесомости, когда звучит музыка Баха… Я люблю балет. Смотрел в Мариинском театре "Медный всадник", который поставил Юрий Смекалов. Настолько сильный спектакль! Это сон наяву, красота.

Звезда петербургского театра Комедии отметила юбилей на сцене

Юрий рассказывал мне про настроение, что будут отражать те или иные движения, сцены, и уже под настроение я придумывал мелодии. Еще использовал музыку Вивальди, Баха, в своей версии. Была эмоциональная составляющая сцены, и мы об этом много говорили. Слушали музыку вместе с Юрием, обсуждали, подходит или нет она по ритмике, харизме.

В общем, шли путем проб и ошибок…

В антракте в фойе театра Бхима Юнусов играет на дудуке, гитаре, исполняет свои песни на английском языке. По задумке постановщика спектакля, пока на космической станции осуществляют перестановку декораций…

Справка "РГ"

Юрий Смекалов в 1998 году окончил Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс Константина Шатилова). В 1998 -2009 годах - солист Санкт-Петербургского государственного академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана. В качестве приглашенного солиста выступал в Михайловском театре, Варшавской национальной опере, в Санкт-Петербургском театре балета имени Леонида Якобсона. В 2009 году приглашен в Мариинский театр.

С 2008 года работает как хореограф. В 2016 году в Мариинском театре осуществил постановку балета "Медный всадник", в 2017- балета "Пахита".

Лауреат премий "Золотая маска", "Золотой софит" в номинации "Лучшая мужская роль", ХI Международного конкурса артистов балета и хореографов в категории "Хореограф".

Танец Санкт-Петербург Северо-Запад