В пятницу Москву покинули 23 высланных британских дипломата, прекратил работу Британский Совет. В ситуации, когда на переговорах по "брекзиту" правительство Мэй капитулировало по всем пунктам перед настойчивостью Брюсселя, у Лондона не осталось другого поля для укрепления общего хребта единой Европы, кроме запредельной русофобии. Провокация с отравлением Скрипаля была "заточена" под эту задачу. "Москва по-прежнему не видит фактов от Британии по ситуации в Солсбери", - заявил, находясь с визитом во Вьетнаме, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Он отметил, что в Лондоне "пытаются лихорадочно заставить союзников делать конфронтационные шаги, чтобы кризис Евросоюза с Россией стал максимально глубоким".
Пять часов потребовалось участникам саммита ЕС, чтобы принять согласованное решение, как выразить солидарность с Альбионом. В принятом документе осуждается атака в Солсбери и "чрезвычайно серьезно воспринимается оценка правительства Соединенного Королевства, что ответственность с высокой вероятностью несет РФ, и нет альтернативного правдоподобного объяснения". Впрочем, искать такое объяснение в Лондоне наверняка не собираются. Судя по публикации в Times, сподручных Мэй особенно возмущает, что от британцев требуют стопроцентных экспертно-криминалистических доказательств виновности Москвы, вместо того, чтобы просто поверить Лондону на слово. При этом саму Мэй не смущает, что по ее логике, в убийстве брата лидера КНДР Ким Чен Ына, совершенного в прошлом году, следовало сразу обвинить британцев: дело в том, что вещество VX, которое использовалось для покушения, разработала в середине прошлого века лаборатория в Портендауне, где сегодня анализируют собранные по делу Скрипалей улики.
По большому счету, все, на чем удалось настоять Мэй - решении Брюсселя отозвать посла ЕС в России для консультаций. Причем, как подчеркнул премьер Нидерландов Марк Рютте, это решение "мера", а не "санкция" и европейский дипломат не окончательно отозван из российской столицы. Но даже согласование этого сугубо символического жеста удалось выжать из участников саммита после длительной дискуссии. Греция, Кипр, Венгрия, Словакия и Италия никак не хотели понять, почему они должны действовать в ущерб себе, чтобы удовлетворить геополитические амбиции Альбиона.
По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, "мы сожалеем, что опять, употребляя формулировку "с большой долей вероятности", принимаются такие решения (об отзыве посла ЕС - прим. "РГ") и строятся суждения такого рода".
При этом он подчеркнул, что Москве "неизвестно, какими данными оперировала британская сторона, когда обсуждала тему Скрипалей с коллегами по Евросоюзу". "Нам также неизвестно, с чем именно согласились главы государств ЕС, когда они говорили о своей поддержке Британии, потому что российская сторона, к сожалению, не имеет возможности получить хоть какую-то информацию от первоисточника по так называемому делу Скрипаля", - добавил Песков.
В целом результаты обсуждения случая в Солсбери на саммите единой Европы напоминают закулисную сделку, заключенную между Германией, Францией и Британией, где за согласие Парижа и Берлина признать, мягко скажем, не очевидные, лишенные международно признанных доказательств, выводы Терезы Мэй о виновности России, официальный Лондон обещал не настраивать своих союзников в Европе против Брюсселя. Но этот "сепаратный мир" с проголосовавшими за "брексит" британцами, заключенный вопреки здравому смыслу и имеющий целью изолировать и ослабить Россию, устроил далеко не все страны Старого света. Отсюда весьма прохладное отношение еще к одной навязываемой Мэй инициативе - предложении к странам ЕС последовать примеру Британии и отозвать в знак солидарности часть дипломатов из России. Как сообщил источник ТАСС в Евросовете, на этот шаг готовы пойти менее половины входящих в Евросоюз стран. Но если не удивляет, что среди согласившихся "подпеть" Мэй оказались Польша, и три балтийские страны, то появление в этом списке Франции вызывает лишь сожаление. Прежде Париж, следуя голлистской традиции, отличался значительно большим трезвомыслием и самостоятельностью в европейских делах.
В интервью газете Neue Osnabruecker Zeitung посол России в Германии вновь подтвердил готовность России сотрудничать с международным сообществом в рамках расследования совершенного в Солсбери покушения. Однако Лондон от диалога отказывается, стремясь заранее сформировать в Европе атмосферу недоверия к любой поступающей из России информации по делу об отравлении. Британские СМИ сообщили о последних следственных действиях: у Скрипалей взяли кровь, анализ которой подтвердил наличие отравляющего вещества. Но вопрос о том, где, когда и кем было изготовлено это вещество по-прежнему требует ответа на независимом экспертном уровне, и получить его без участия России, невозможно. Такого конструктивного расследования с участием Москвы, похоже, больше всего опасаются в Лондоне, подменив русофобными истериками и требованием санкций в отношении Москвы, разговор по существу совершенного в британской столице преступления.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"