"Заднее колесо - ведущее, такая конструкция дает машине устойчивость, - рассказал "РГ" гендиректор технопарка Сергей Севостьянов. - Плюс - она заряжается не только на специализированных станциях, автомобиль достаточно подключить к обычной электрической сети". На капоте SAM, как на простом пылесосе, есть выемка со шнуром. Втыкаем его в розетку, ждем чуть больше часа - и можно ехать.
Разместиться в машине, как кажется на первый взгляд, можно с трудом. Но на самом деле внутри небольшой капсулы на трех колесах довольно просторно. Вначале удивляет руль без усилителя, что дает возможность идеально чувствовать машину. Слева от "баранки" - педаль ручника, справа - тормоз и "газ", ну то есть движение. Рычага передач не предусмотрено, зато SAM с помощью трех кнопок на приборной панели может переходить в режимы "вперед", "назад" и на "нейтралку". Когда нажимаешь на R - раздается жужжание и перед водителем прямо из "торпеды" появляется мини-камера заднего вида. Очень кстати, потому что обзор ограничен.
Во внутреннем дворе технопарка, где мы тестировали SAM, машина разогналась до 50 километров в час. В городских условиях она способна ехать и быстрее. По документам предельная скорость - 100. До нее на практике еще никто не доходил, но по Кутузовскому проспекту SAM под руководством водителя-испытателя выдавал 80 и то лишь потому что там ограничение.
SAM почти полностью собран из российских комплектующих: электроника, силовой агрегат, шасси. Кузов из пластика собирали тоже в технопарке, привлекали ведущих экспертов, чтобы сделать конструкцию легкой и одновременно безопасной. А самое главное - московские разработчики сделали отличную систему обогрева, даже при включенной мощной "печке" SAM готов проехать без подзарядки 100 километров.
На первых порах московский электрокар продавать в автосалонах не будут. Его для начала протестировали на территории иннограда "Сколково": там эти машины использовали, чтобы быстро перемещаться между разными корпусами. SAM там пришелся ко двору, потому что парковался на местах для велосипедов, отлично проходил по габаритам. В дальнейшем электромобиль, скорее всего, появится в каршеринге, две крупных компании уже заинтересовались предложением производителя.
- Машины можно использовать и в грузовом варианте, - отмечает Сергей Севостьянов. - Убираем заднее сиденье - и размещаем термобудку. Вот вам и быстрая доставка горячей пиццы! Автомобиль также в перспективе можно применять и в городских парках, где пространства много, а проезд бензиновых автомобилей ограничен.
В ближайшие годы москвичи тоже захотят купить такие машины, прогнозируют эксперты. Тем более что власти дают существенные преференции владельцам такого транспорта: у них бесплатная парковка, а сеть зарядных станций для электрокаров должна вот-вот расшириться практически втрое.
Электрокар SAM