"Турандот" в Театре кукол поражает необыкновенной красотой и элегантностью оформления. В пьесе венецианца Гоцци действие происходит в вымышленном Китае, и на сцене разыгрывается театрализованная фантазия на темы Востока и Запада. Обратившись к знаменитой фьябе Карло Гоцци, лауреаты "Золотой Маски" режиссер Борис Константинов и художник Виктор Антонов решили не следовать традиции, заложенной знаменитым спектаклем Евгения Вахтангова. Сама сказка не воспринималась ими как исходный материал для современных высказываний, иронических пассажей и шуток. Авторы сосредоточились на поиске тех форм, что позволили им воплотить безупречную по стилистике картину.
Пространство сцены превращается в водную гладь, которую пересекают лодочки рыбаков и джонки императора, на плавучих корпусах воздвигнуты то множество дворцов с загнутыми крышами, то мачты с вереницами рыб, то вязанки камышей. Красные фонарики, лотосы, три кивающих мудреца Дивана, хор невольниц... Куклы и предметы мелькают и трансформируются; из камышей вылетают стрелы, и города озаряются пламенем, а на следующей платформе выезжает лязгающая конструкция, которая оборачивается гильотиной: на ней сноровисто рубят головы неудачливым женихам, не сумевшим разгадать загадки Турандот. А затем эти головы будут качаться, словно поплавки на воде, продолжая выкрикивать признания жестокой красавице...
Весь этот развеселый гиньоль лишь слегка обозначает повороты сюжета; каскады трюков стремительно сменяют друг друга, удивляя своей неистощимой изобретательностью.
Персонажи спектакля - тростевые куклы, сделанные из бамбука, - легкие, подвижные и необычайно выразительные. Лишний раз убеждаешься в особых образных возможностях этого театра: кусок мешковины, небрежно намотанный на бамбуковую рамку, грубо вылепленная голова с узкими восточными глазами, пара стремительных движений - и кукла оживает... Вот перед нами старый Тимур, переживающий за сына. А вот сам Калаф, выкрикивающий: "Я жажду смерти или Турандот!" И глаза его, комически выпрыгивая из орбит, будто два яблока, провожают летящий белый силуэт принцессы.
Слаженность и мастерство в работе всех исполнителей обеспечивают новой постановке Бориса Константинова успех. Впереди у "Турандот" долгая дорога. Где-то там, на воображаемом перекрестье Гранд Канала и реки Хуанхэ, где из тени в свет перелетая театр опять и опять станет разыгрывать очаровательную историю о своем собственном могуществе и о силе сценического волшебства куклы, способной превратить скучного взрослого человека в восхищенного ребенка.