Уникальна не только сама частная коллекция американцев Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан, но и способ ее создания и удивительно мудрый способ обращения с ней, выбранный владельцами. Впервые "Шедевры" были представлены год назад в Лувре, а затем в музеях Шанхая и Пекина. Собранная за 15 лет, коллекция включает 250 работ голландской живописи XVII столетия. "Золотого века" - века Рембрандта, Яна Вермеера, Франса Халса, Яна Ливенса, Геррита Дау, Франса ван Мириса Старшего, Габриэла Метсю, Карела Фабрициуса, Яна Стена... Работы всех этих мастеров есть в Лейденской коллекции. Иначе говоря, это собрание больших и малых голландцев, по масштабу и уровню работ вполне сопоставимое, например, с собранием голландской живописи в Эрмитаже, которое, к слову, из лучших в мире. Спасибо Петру I и Екатерине II. Кстати, выставка шедевров Лейденской коллекции после ГМИИ им. А.С. Пушкина отправится в Эрмитаж, а затем уже - в Лувр в Абу-Даби...
"Вы собираете, как русские", - услышали однажды супруги Каплан. Возможно, подразумевался размах и агрессивная манера поведения на рынке - в течение первых пяти лет, с 2003 года, они покупали по одной картине в неделю. Но Томас Каплан скромно замечает, что "как коллекционеры мы по сравнению с гигантом Екатериной всего лишь мелкая рыбешка". Тем не менее сравнение с приобретениями русской императрицы Лейденская коллекция спокойно выдерживает: их объединяет любовь к голландским мастерам, старт с нуля, рекордно короткие сроки собирания и высочайший музейный уровень.
Правда, если Екатерина II покупала целые коллекции, то сегодня купить и одного Рембрандта - все равно что звезду с неба достать. Тем не менее в Лейденской коллекции -14 картин Рембрандта и два его рисунка. Не зря голландцы называют Томаса Каплана послом Рембрандта. Кроме того, например, в Лейденской коллекции находятся единственная картина Вермеера, что осталась в частном владении ("Девушка за вёрджинелом"), и единственное полотно Карела Фабрициуса в частных руках "Явление ангела Агари"... Картины Вермеера и Фабрициуса - среди 82 шедевров Лейденской коллекции, прибывших в Москву.
Идея, однако, была отнюдь не только в том, чтобы скупить все доступные шедевры старых мастеров на рынке. Кроме крепкой финансовой основы, их капиталом была страстная любовь к Рембрандту. И - системная стратегия, выработанная командой экспертов. Стратегия эта чем-то напоминает открытие новых элементов с опорой на таблицу Менделеева. Скажем, на аукционе в 2015 году появилась небольшая работа неизвестного художника XVII века "Пациент, упавший в обморок", не обещавшая ни ажиотажа, ни открытий. Когда за нее в ходе торгов развернулась борьба и скромная цена выросла в тысячу раз, дилеры были в недоумении. Меж тем после исследований работа неизвестного автора, вошедшая в Лейденскую коллекцию, оказалась самой ранней из известных сегодня подписных (!) работ Рембрандта. Как признается Лара Ягер-Красселт, куратор (наряду с Вадимом Садковым) выставки Лейденской коллекции в ГМИИ им. А.С. Пушкина, эту работу команда Томаса Каплана искала почти семь лет, с момента покупки первой работы из серии "Аллегории чувств" Рембрандта.
В результате в коллекции Томаса и Дафны Каплан оказались редчайшие работы раннего Рембрандта, его приятеля и соратника по мастерской Яна Ливенса, их общего учителя Питера Ластмана (бывавшего в Италии и знавшего работы Караваджо)... И если Ластман работал в Амстердаме, то Рембрандт и Ян Ливенс начинали в своем городе Лейдене. Это потом, в мом начале 1630-х, рузья разъедутся в поисках клиентов и фортуны: Ливенс отправится в Англию, а Рембрандт - в Амстердам. Но их родной город - Лейден, славный университетом и ткацкими мануфактурами. В честь родного города Рембрандта коллекция и получила название Лейденской.
Выставка Лейденской коллекции в ГМИИ им. А.С. Пушкина позволяет воочию увидеть связи, соперничество, уроки, страстный поиск своего пути в искусстве 20-летнего Рембрандта и его современников. На одной стороне Белого зала вы видите автопортрет Яна Ливенса: темпераментно написанный, дерзкий, почти вызывающий. На другой - автопортрет Рембрандта: с затемненными глазами, "играющий" с эффектами тени и света, но подчеркнуто сосредоточенный, внимательный. Между ними - копия автопортрета Рембрандта в восточном наряде, выполненная Изаком де Яудервилем. Экзотические костюмы, сильные эмоции, контрасты тени и света - ощущение, что эти юные 20-летние уже на старте готовы были соревноваться и с Караваджо, и со своими учителями. Вот эта энергия золотого XVII века живет и дышит в картинах голландских мастеров. Мир частного человека, неколебимость приватной свободы и достоинство труда оказываются тут важнейшими ценностями.
Другой фокус Лейденской коллекции - Геррит Дау и Франс ван Мирис, основоположники "тонкой живописной манеры" в Лейдене. Хотя Дау был учеником Рембрандта, между ними, кажется, ничего общего. Маленький формат работ, тончайшая работа кистью, домашние жанровые сценки - его стихия. Не зря Дау изобразит себя рядом с кучей вываленных из сундука атрибутов "исторической живописи". Театральному антуражу он предпочтет сюжеты обычной жизни.
Томас и Дафна Каплан никогда не держали работы дома, они сотрудничают с 40 музеями мира, предоставив им показывать произведения коллекции. Каталог Лейденской коллекции доступен онлайн. Нынешнее мировое турне Лейденской коллекции - послание Рембрандта миру; напоминание о гуманизме и толерантности в эпоху постправды и постгуманизма.
Символично, что центральным экспонатом выставки в Москве стала "Минерва" (1635) Рембрандта. Отодвинув военный шлем, богиня мудрости, искусства, медицины и ткачества сидит перед открытой книгой. Просвещение - самый безопасный способ извлечения камня глупости. Озорная картина юного Рембрандта (аллегория осязания, разумеется) прекрасно рифмуется с более поздним монументальным портретом античной богини мудрости.
Выставка "Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции" в ГМИИ им.ПушкинаТако Диббитс, директор Рейксмюзеума (Амстердам)
Перед стартом выставки шедевров Лейденской коллекции в Москве директор Рейксмюзеума прочитал открытую лекцию в Итальянском дворике ГМИИ им. А.С. Пушкина - и ответил на вопросы "РГ".
В лекции вы сравнили рисунки Рембрандта со снимками в инстаграме. Существует ли для вас как директора Рейксмузея проблема представления Рембрандта современной аудитории?
Тако Диббитс: Леонардо, Рембрандт, Пикассо, Ван Гог - самые известные художники в мире. Но для каждого поколения нужно открывать их искусство заново, чтобы оно могло восприниматься релевантно. Искусство не меняется. Но меняется наш взгляд, то, как мы смотрим на эти произведения, и меняется их место в нашей жизни. Миссия музеев, в частности, делать искусство понятным для новых поколений.
Томас Каплан выложил каталог Лейденской коллекции в Сеть. Но если все можно увидеть на экране, зачем идти в музей? Не получается ли, что музейные собрания в Сети уводят зрителей из музея?
Тако Диббитс: Так мы думали в начале XXI века. С одной стороны, люди повсюду путешествуют, с другой стороны - все сидят в чатах, "Фейсбуке", мессенджерах. Но это параллельные процессы. Чем больше люди проводят время в виртуальной реальности, тем больше они ценят реальные вещи. Чем больше мы выкладываем вещей онлайн, тем больше людей приходит в музей.
Вы много сделали для разработки сайта Рейксмюзеума. Есть ли кунтштюки, которые делают музейный сайт особенно привлекательным для пользователей?
Тако Диббитс: На мой взгляд, важны три ключевые вещи. Прежде всего простота. Это одна из основных вещей, которую посетители ценят в сайте. Второе - важен образ. Вы выдвигаете изображение на первый план. Но образ лучше запоминается, если вы с ним работаете. Поэтому третий момент - интерактивность. Чтобы лучше запомнить произведения, человек должен иметь возможность взаимодействовать с ним. Поэтому мы предлагаем составить свою коллекцию онлайн или поиграть с изображением в фотошопе. Кроме того, игра будит любопытство. Мы надеемся, что люди захотят приехать, чтобы увидеть своими глазами работы в Рейксмюзеуме. Увидеть город, где жил художник...
Сравнивая произведения Рембрандта с итальянской живописью, вы упоминаете Караваджо. Можно говорить о влиянии других итальянских мастеров?
Тако Диббитс: В Амстердаме в XVII веке были построены каналы, на набережных появлялись дома нуворишей, привозивших картины итальянских мастеров. В частности, Рафаэля и Тициана... Рембрандт делал копии работ их произведений. Он говорил, что не едет в Италию, потому что итальянскую живопись можно увидеть в Амстердаме. Думаю, он соревновался с Рубенсом. Он знал, что происходило в Антверпене. И наверняка почувствовал бы укол ревности, увидев "Вакханалию" Рубенса, украшение экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Рембрандт писал очень активно автопортреты. Почему автопортреты становятся популярны в тот период?
Тако Диббитс: Мне кажется, есть две причины, по которым Рембрандт создал так много автопортретов. Первая - никто не будет более терпеливой моделью для художника, чем он сам. Вторая - он очень быстро становится известным. Одно из лучших приобретений Рембрандта, которое может сделать покупатель, - портрет самого художника. На самом деле в этом есть что-то очень человечное, когда вы подумаете, сколько селфи мы делаем сейчас. Художник вглядывается в свое лицо в поисках экспрессии, эмоции... В конце концов кого мы знаем лучше, чем себя?