Нуры Халмамедов жил и творил в советское время, его произведения входят в сокровищницу туркменского искусства, хорошо известны в музыкальном мире России. Об этом сказали, открывая концерт, проректор Туркменской национальной консерватории Расул Амангелдиев и проректор Московской консерватории Виталий Катков. Именно эти два музыкальных учреждения, а также министерство культуры Туркменистана и посольства Туркменистана в РФ объединили свои усилия для того, чтобы этот вечер состоялся в Москве.
Биография Нуры Халмамедова проста и бесхитростна. Простой сельский паренек в раннем возрасте остался без матери и воспитывался в Байрам-Алийском детском доме, где получил первое музыкальное образование. В 1958 году, после окончания музыкального училища, Нуры поступил в Московскую консерваторию, во время учебы в которой написал около тридцати песен, романсов и хоровых произведений. Именно здесь ярко вспыхнула его звезда. Редкий для студента факт: дипломная симфония Нуры Халмамедова прозвучала на выпускном экзамене в мае 1963 года в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. Талант туркменского мальчишки получил признание и путевку в жизнь.
Уже в девятнадцать лет Нуры написал свой первый романс, избрав для него одно из самых трагических стихотворений туркменского поэта Махтумкули - "Изгнанник", в 22 года создал знаменитую пьесу "Звуки дутара", в 23 года популярное сочинение - симфонические картины "Туркмения". Затем пишутся вокальные циклы на стихи Сергея Есенина "Персидские мотивы" и Генриха Гейне "Сердца людские", другие произведения, ставшие визитной карточкой не только композитора, но и всего Туркменистана.
Во время юбилейного концерта на сцену Рахманиновского зала вышли современные туркменские звезды - народный артист Туркменистана вокалист Атагелды Гарягдыев, заслуженный артист Туркменистана пианист Владимир Мкртумов, главный дирижер Государственного симфонического оркестра Туркмении Расул Гылыджов, другие известные национальные исполнители. Концерт в стенах консерватории открыл цикл культурных мероприятий, которые пройдут в Ашхабаде и Москве в год 80-летия Нуры Халмамедова.
После концерта на вопросы "Российской газеты" ответил старший преподаватель кафедры специального фортепиано Туркменской национальной консерватории, заслуженный артист Туркменистана, лауреат международных конкурсов пианист Владимир Мкртумов.
Ваши впечатления от концерта, от зала и публики?
Владимир Мкртумов: Последний раз я выступал в Рахманиновском зале в далеком 1990 году, когда был учащимся музыкального училища при консерватории. Было очень волнительно еще раз выступить в этом зале с потрясающей акустикой и хорошим инструментом. Это зал именно для камерного музицирования. Мой преподаватель по классу камерного ансамбля Татьяна Николаевна Голик, присутствовавшая на концерте, сказала, что в зале прекрасно все звучало.
На этом концерте не было "случайных" слушателей: в зале находились представители дипломатического корпуса, туркменской диаспоры, студенты, приехавшие из Туркменистана, наши близкие и друзья, жители столицы. Несмотря на то, что концерт длился больше двух часов, зал был полон внимания, а эмоциональный настрой, который создавали музыканты, на мой взгляд, передавался публике. Атмосфера и само событие запомнятся надолго.
Что значит Нуры в вашей жизни и вашем творчестве?
Владимир Мкртумов: Многое! Впервые музыку Халмаммедова и сыграл именно в Москве еще в 1988 году, будучи первокурсником. Я попросил своего преподавателя по специальности Галину Ивановну Миесерову разрешить мне сыграть "Звуки дутара" на экзамене в качестве пьесы. Ей музыка понравилась и мы с ней долго работали над этим произведением. В последствие в моем репертуаре появились и другие произведения: фа-диез минорные вариации, вторая тетрадь "Мимолетностей", "Баллада", "Посвящение".
В 1995 году я стал победителем Международного конкурса им. Нуры Халмаммедова в Ашхабаде. В нем приняли участие музыканты из пяти стран Центральной Азии и Азербайджана. Конкурс состоял из трех больших туров: помню, что мое выступление на первом туре длилось больше часа. В качестве обязательной пьесы туркменского композитора я играл именно "Звуки дутара".
Пять лет назад поступило предложение по изданию нотного творческого наследия композитора. Планировалось издать фортепианные и вокальные произведения. Я принял активное участие в этом проекте в качестве редактора. В этом юбилейном году планируется выпуск второго тома.
Продолжатся ли культурные связи между Туркменистаном и РФ?
Владимир Мкртумов: Мы, музыканты, очень на это надеемся. Наши страны неразрывно связаны узами дружбы и сотрудничества. Культурные проекты России - дни российского кино, приезд музыкантов (пианиста Вадима Руденко, певца Иосифа Кобзона и др.) находят отклик в сердцах туркменистанцев. Наш концерт был своеобразным вкладом в развитие добрососедских отношений.
И этот вклад будет иметь продолжение. Буквально в эти дни я прочитал, что накануне православной Пасхи 7 апреля в Москве, в музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств, состоится большой пасхальный концерт. В программе вечера - духовные и светские сочинения разных стран и эпох, в том числе сочинения туркменских композиторов Нуры Халмамедова и Мамеда Гусейнова. Ну и такой факт сам говорит за себя: Российская академия художеств вот уже в течение трех лет проводит в своих стенах Московский международный музыкальный фестиваль "Звуки дутара" имени Нуры Халмамедова. Музыка поистине не знает границ.