29.03.2018 13:55
    Поделиться

    В Нижнем Новгороде сохранили рояль, на котором играл Рахманинов

    В Нижнем Новгороде остался свидетель легендарного концерта
    20 декабря 1910 года. Нижний Новгород. Многочисленная публика спешит в Коммерческий клуб (ныне - здание театра "Комедiя". - Прим. ред.) - пропустить намеченное на восемь вечера в Грузинском переулке было нельзя. А на следующий день рецензенты пророчески напишут: "Для музыкальной жизни города этот концерт - целое событие. Потом, спустя годы, будут говорить о нем: "Мы видели и слышали самого Рахманинова..."

    Сто буренок за рояль

    Сегодня реликвия хранится в классе ансамблевой подготовки Нижегородского музыкального училища имени М.А. Балакирева (НМУ). И это не застывший музейный экспонат с вековой историей, а рабочий инструмент, на котором занимаются преподаватели и студенты.

    По признанию некоторых педагогов училища, в часы самостоятельных занятий за этим роялем на них вдруг нисходит вдохновение, и музыка начинает литься сама собой. Студентов же охватывает трепет. Первокурсники, узнав, что перед ними инструмент, на котором играл сам Рахманинов - неоценимая для отечественной и мировой музыки фигура, - боятся до него дотронуться: "А можно ли?"

    - "Стейнвей" - мечта любого музыканта, потому что это марка качества и как тогда, так и сейчас дорогое удовольствие, - подчеркивает Андрей Куклев, замдиректора по учебно-производственной работе НМУ. - Естественно, когда приезжает такой исполнитель, как Рахманинов, ему поставят лучший рояль.

    Если сегодня подобный инструмент оценивается в несколько миллионов рублей, то "Стейнвей", прозвучавший декабрьским вечером 1910 года, приобрели незадолго до концерта Рахманинова за 2050 рублей 80 копеек.

    Чтобы понять, сколько это, достаточно сказать, что в ту пору в Нижегородской губернии теленок стоил 5, а корова - 15-20 рублей, что позволить себе мог далеко не каждый нижегородец. Стоимость сего инструмента вполне тянула на треть цены каменного дома в центре Нижнего Новгорода.

    Дальновидный вклад

    Есть две версии появления этого рояля в Нижнем Новгороде.

    По одной из них, в 1907 году инструмент был подарен одним из директоров Нижегородского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) Александром Николаевичем Глассоном в честь преобразования Музыкальных классов в Музыкальное училище.

    Преподавание в Музыкальных классах, правопреемником которых является сегодня НМУ, в Нижнем Новгороде было открыто 12 ноября 1873 года.

    - Идея организации музыкального образования в Нижнем Новгороде принадлежит директору Московской консерватории Николаю Григорьевичу Рубинштейну, который в 1872 году приехал сюда с концертом, - уточняет Андрей Куклев.

    Уже весной 1873 года открывается Нижегородское отделение ИРМО, а спустя несколько месяцев при нем заработали Музыкальные классы, первыми учениками которых стали взрослые отпрыски нижегородских купцов и дворянства.

    Развивать же музыкальное образование в Нижнем Новгороде Рубинштейн направил своего ученика Василия Юльевича Виллуана - скрипача, пианиста, композитора, дирижера и ученика Чайковского.

    Приезд с сольным концертом Сергея Рахманинова стал в 1910 году для Нижнего событием из ряда вон выходящим

    Великий подвижник Виллуан лично собирал ноты и инструменты, оплачивал из своих средств уроки некоторых учащихся. Именно его усилиями в 1907 году Музыкальные классы были преобразованы в училище, которым он руководил до 1918 года. Он и приобрел, по другой версии, рояль "Стейнвей" в собственность Нижегородского отделения ИРМО, при котором работали Музыкальные классы.

    - История нашего училища началась 145 лет назад, когда усилиями Виллуана в здании Дворянского собрания на улице Большой Покровской (ныне ДК имени Свердлова. - Прим. ред.) открылись музыкальные классы. Училище неоднократно переезжало. Но в знаменательный 1910 год оно располагалось в Грузинском переулке, - рассказывает заведующая отделением "Теория музыки" НМУ, кандидат искусствоведения Любовь Климентова. - Тогда здание принадлежало Нижегородскому коммерческому клубу, руководство которого, узнав, что у местного отделения ИРМО дела пошли в гору, затребовало за аренду классов для Музыкального училища плату в 600 рублей в год, что равнялось стоимости деревянного дома на окраине Нижнего Новгорода или годовой зарплате квалифицированного рабочего.

    Свел с ума нижегородок

    К 1910 году, когда в Нижний приехал Рахманинов, концертная деятельность в городе уже была налажена. Организация всех гастролей целиком ложилась на плечи директора Нижегородского отделения ИРМО Василия Виллуана. Он считал необходимым систематически проводить концерты и приглашать солистов из Москвы и Петербурга, с которыми договаривался благодаря своим обширным личным знакомствам.

    Таким образом, Василий Юльевич популяризировал классическое искусство, демонстрировал учащимся лучшие образцы исполнительства и давал им понять, что занятия музыкой могли быть не только любительством, но и профессией.

    Приезд по линии ИРМО с сольным концертом Сергея Рахманинова стал в 1910 году для Нижнего событием из ряда вон выходящим. 37-летний Рахманинов был уже состоявшимся музыкантом, вице-президентом главной дирекции ИРМО.

    - Он уже сочинил знаменитые произведения, которые вошли в мировую классику фортепианной, вокальной, симфонической музыки, - говорит Любовь Климентова. - На концерте 20 декабря 1910 года он сыграл шедевры мировой музыки.

    Как писала потом нижегородская пресса, Рахманинов был неподражаем: для превосходного пианиста у него имеется много данных - могучий темперамент, техника, чрезвычайно тонкое понимание исполняемых вещей и совершенство выполнения. Много играл Сергей Васильевич и на бис, впечатление от игры было громадным, овации не утихали.

    Триста тысяч рублей необходимо на реставрацию легендарного рояля

    Неудивительно, что под впечатлением от концерта Рахманинова супруга Виллуана Зиновия Ивановна написала композитору восторженное письмо, ответ на которое уже через 10 дней пришел в Нижний Новгород от жены музыканта: "Многоуважаемая Зиновия Ивановна! От души благодарю Вас за любезное письмо. Мне было очень приятно узнать, что мой муж имел большой успех в Нижнем и что Вам понравилась его игра. Вы совершенно правы, предполагая, что такие вести всегда приятно слышать, тем более когда они проникнуты такой искренностью. Вот за эту искренность я и хочу больше всего поблагодарить Вас"...

    Всякий раз на новое место прописки с музыкальным училищем переезжал и рояль, за которым когда-то сидел великий русский композитор. По словам специалистов, сегодня кроме рахманиновского в НМУ старинных "Стейнвеев" в Нижнем Новгороде больше нет. Да и вообще "Стейнвеев" в Нижегородской области не больше десятка.

    Компетентно

    Валентин Будашов, заведующий мастерской по ремонту музыкальных инструментов НМУ:

    - Инструмент фирменный, настоящий, сделан в США. Филиалов Steinway & Sons в России не было никогда. Ручная работа. Это малый концертный рояль, клавиши которого выполнены из кости и черного дерева, молоточки - из красного дерева, дека - резонансной ели, струны - пружинной стали. Инструмент и по сей день представляет огромную ценность. Он получил определенный технический износ, но очень близок к своему первоначальному изданию. Конечно, нужна реставрация. На нее потребуется порядка 300 тысяч рублей.

    Поделиться