30.03.2018 10:23
Общество

Почему уральцы-добровольцы не считают себя волонтерами

Добровольчество должно стать частью повседневной жизни каждого
Текст:  Галина Соловьева (УРФО)
Российская газета - Спецвыпуск: "Качество жизни" №67 (7530)
2018-й в России объявлен Годом добровольца. Как должно развиваться волонтерское движение в регионах? Какова роль государства в этом процессе? На эти и другие вопросы "РГ" ответила доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления ИГУП УрФУ Мария Певная.
Читать на сайте RG.RU

Российская газета: Мария Владимировна, давайте для начала разберемся с определением. Кого мы можем считать добровольцем?

Мария Певная: С точки зрения федерального закона это физические лица, которые осуществляют благотворительную деятельность в общественно полезных целях либо участвуют в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий. Сегодня понятие добровольческого труда в мире очень конкретно. Например, в рекомендациях Международной организации труда для статистических служб разных стран выделены ключевые характеристики этой сферы жизни. Прежде всего добровольчество - это безвозмездный и непринудительный труд на благо либо общества, либо конкретного человека, не являющегося для добровольца близким родственником или знакомым. Эта деятельность обязательно должна иметь конкретный социальный эффект.

РГ: Какие есть данные о добровольчестве в нашей стране?

Волонтеры собственноручно изготовили одежду для недоношенных детей

МП: Согласно исследованиям американского профессора Лестора Саламона, в России 73 миллиона взрослых россиян имеют опыт волонтерской деятельности. Ученые из Высшей школы экономики, опросив две тысячи респондентов в прошлом году, пришли к таким цифрам: 28 процентов россиян участвовало в деятельности хотя бы одной некоммерческой организации, 25% занимались добровольчеством за последний месяц, 41% - за последний год. До 2016-го данные разных опросов очень расходились, например, волонтерами считались от двух до 57% граждан старше 16 лет.

РГ: Откуда такая разница?

МП: Многие россияне просто не считают себя волонтерами. Такие вещи, как субботники, кураторство детских домов, не кажутся им чем-то особенным. В нашей стране распространено и неформальное добровольчество, когда люди помогают другим, не причисляя себя к какой-то организации.

РГ: Кто же тогда считает себя добровольцем?

МП: Главным образом те, кто принимал участие в событийном волонтерстве: помогал в организации крупных спортивных и культурных мероприятий, например таких, как Олимпиада в Сочи или Всемирный фестиваль молодежи и студенчества. Объяснить это просто. Во-первых, этот вид волонтерства получает наибольшую поддержку в СМИ. Во-вторых, он чаще всего организован по канонам международных стандартов. Скажем, спортивное волонтерство предполагает медицинскую страховку, обеспечение питанием, униформой. Добровольцы проходят отбор, специальное обучение, для них разработаны мотивационные программы. К слову, событийное и социальное добровольчество - самые развитые виды волонтерства в России.

Ученые давно доказали: те, кто занимается добровольчеством, чаще других бывают счастливы и удовлетворены жизнью

РГ: Появляются ли новые виды добровольчества?

МП: Да. Например, киберволонтерство, которое дает возможность помогать людям посредством Интернета и социальных сетей. В прошлом году мы проводили исследование, в рамках которого изучали инициативность жителей малых индустриальных городов. Совершенно случайно выявили интересную точку роста, она касается виртуального волонтерства. Многие из активных горожан, включенные в онлайн-сообщества, могут и хотят заниматься информационным продвижением своей территории. Они могли бы безвозмездно размещать в Сети фотографии, небольшие заметки об интересных местах и достопримечательностях малой родины. Согласитесь, это большой плюс для всех: и для жителей города, и для его администрации.

В России появился закон о волонтерстве

Еще один новый вид - интеллектуальное добровольчество, когда волонтеры проверяют диссертационные работы на наличие некорректных заимствований. Поскольку добровольчество - это отзыв на возникающие в обществе проблемы, то его новые виды появляются в ответ на нерешенные задачи.

РГ: Какие вы видите главные направления развития добровольчества в нашей стране?

МП: ООН рекомендует правительствам всех стран содействовать добровольчеству, оказывать всяческую поддержку таким инициативам населения. Мы следуем советам. Кроме проводимого нынче Года добровольца, учрежден новый праздник - 5 декабря россияне будут отмечать День добровольца. Также руководство страны поручило Агентству стратегических инициатив разработать региональный стандарт поддержки волонтеров. 40 субъектов Федерации уже готовы включиться в этот проект. Он предполагает формирование региональных советов по вопросам добровольчества, открытие ресурсных центров, предоставление субсидий и грантов некоммерческим организациям, подготовку должностных лиц и волонтеров.

РГ: Как выглядит Средний Урал на этом фоне?

МП: Летом 2017-го у нас открылся ресурсный центр "Сила Урала". Утверждена программа "Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан Свердловской области до 2024 года". Одна из ее подпрограмм нацелена на комплексное развитие и совершенствование системы волонтерства. В 2018 году из бюджета на ее реализацию будет направлено два миллиона рублей. Кроме того, зимой был создан областной совет по развитию добровольчества, подобные организации могут появиться и во всех муниципальных образованиях.

В прошлом году наша кафедра по заказу Регионального центра патриотического воспитания провела опрос жителей Свердловской области от 14 до 65 лет. Мы изучали потенциал добровольческого участия населения различных городов. Выяснилось, что большинство опрошенных, 63%, имеет опыт волонтерской деятельности, причем 13% занимаются этим регулярно.

Как добровольцы ищут пропавших без вести детей

РГ: Какими мотивами они руководствуются?

МП: Простые вещи: возможность улучшить жизнь в своем доме, на улице, в городе. Важно, что 58% опрошенных испытывают желание помогать и в дальнейшем. А вот противоположного мнения придерживаются всего 2%.

РГ: Итак, какие рекомендации? Как государство должно помочь добровольцам?

МП: Добровольчество должно войти в идеологию серьезного досуга, стать частью повседневной жизни граждан. Оно может быть связано с их увлечениями или профессиональной занятостью. Самое простое организационное решение - спуститься с федерального уровня на региональный и муниципальный, найти точку опоры в локальных организациях: досуговых учреждениях, спортивных секциях, школах, социальных центрах.

Городским властям важно обратить внимание на корпоративное волонтерство. Если органы местного самоуправления будут поддерживать региональных работодателей, а те в свою очередь -добровольческие инициативы своих сотрудников, появятся новые возможности.

РГ: Можно ли говорить о конкретном экономическом эффекте добровольчества?

МП: Во многих странах такие исследования проводят, рассчитывая вклад добровольцев в ВВП. В теории каждый час волонтерского труда может быть оценен по тарифам МРОТ. Мы же, честно говоря, пока еще не созрели для того, чтобы переводить оценку труда добровольцев в конкретные экономические показатели. Однозначно от добровольчества есть и социальная, и экономическая польза - как для общества, так и самих людей. Ученые давно доказали: те, кто занимается добровольчеством, чаще других бывают счастливы и удовлетворены жизнью.

Образ жизни УрФО