Совершенно непонятно, почему известие об этом взбудоражило британских пропагандистов. Тут можно полностью согласиться с главным редактором журнала "Национальная оборона" Игорем Коротченко. В комментарии агентству РИА Новости он сказал: "В Российской Федерации в год принимаются на вооружение десятки новых образцов, включая управляемое оружие. Однако рутинный процесс принятия на вооружение авиационной бомбы "Дрель" выдается британскими СМИ как некий ужас. С содержательной точки зрения это вызывает только недоумение.
Так что такое "Дрель" и в чем ее особенности, вызывавшие чуть ли не панику на Британских островах? Техзадание на разработку такой бомбы выдали более тридцати лет назад - в далеком уже 1985 году. Конструкторы должны были не столько создать абсолютно новый боеприпас, сколько придать новое качество старым авиабомбам, которых в арсеналах ВВС великое множество. Предполагалось на обычные бомбы большого калибра - от 500 кг и выше - устанавливать специальные крылья, которые позволили бы бомбе планировать к цели и поражать ее совершенно неожиданно. Но тогда еще не было работоспособной системы глобального спутникового позиционирования, а имевшиеся системы наведения и управления оставляли желать лучшего. Да и разруха всей оборонки в 1990-х сказалась.
Работа над бомбой затянулась. Первые успешные испытания прошли в 2004 году. Но тут вмешался фактор личности. Министр обороны Сердюков не увидел в планирующих бомбах ничего особенного и с целью экономии средств даже хотел тему "Дрель" закрыть. Каким-то образом "Базальту" удалось свой проект отстоять и продолжить разработку. Прошло еще тринадцать лет, авиабомба была полностью переработана, прошел еще один этап ее успешных испытаний, "Дрель" принимается на вооружение.
Новый авиационный боеприпас имеет калибр 500 кг. Он сбрасывается с носителя - бомбардировщика или тяжелого истребителя на дальности около 30 км от цели. То есть самолет даже не заходит в зону действия ПВО. Сами бомбы отличаются радиолокационной малозаметностью и отследить их бесшумный полет с помощью радаров почти невозможно. Наведение на цель корректируется с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС. Заявлялось что отклонение от точки нанесения удара всего несколько метров, что не существенно для бомбы такой мощности.
Наряду с фугасной боевой частью, "Дрель" может оснащаться кассетными самонаводящимися боеприпасами. Их новизна в том, что они рассчитаны на поражение самых различных целей. В одном снаряжении могут быть боезаряды, реагирующие на работающие в активном режиме РЛС, на тепло, излучаемой двигателями военной техники, а также кумулятивные, бетонобойные, зажигательные и осколочные. То есть одна бомба способна избирательно и гарантированно поразить несколько целей, даже находящихся на удалении друг от друга.
Есть версии с минным снаряжением. В этом случае планирующие бомбы могут очень быстро заминировать большие площади, причем там, где противник никак не ждет минных ловушек.
По мнению специалистов, новый боеприпас существенно увеличит боевые возможности авиационных бомбовых средств поражения.
Досье "РГ"
Авиабомба "Дрель": калибр 500 кг, длина - 310 см, диаметр - 45 см, боевых элементов - 15; максимальная дальность планирования - 30 км, максимальная высота бомбометания - 14000 м, минимальная - 100 м.
Бомбометание производится на скоростях 700−1100 км/ч. "Дрель" предназначена для круглосуточного всепогодного применения без захода самолета в зону действия огневых средств объектовых ПВО и доставки к цели с высокой точностью самоприцеливающихся боевых элементов.