03.04.2018 09:37
Экономика

Что случилось с программой развития автодорог в Ленобласти

Жителям новостроек Ленобласти не хватает транспортной инфраструктуры
Текст:  Алексей Михайлов
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №69 (7532)
Программа "Развитие автомобильных дорог Ленинградской области" в 2017 году оказалась фактически проваленной. Такой вывод можно сделать из отчета о реализации программы, который размещен на сайте регионального комитета по дорожному хозяйству. Два из трех главных показателей программы за 2017 год остались на уровне 2016 года.
Читать на сайте RG.RU

Деньги освоены - показатели те же

Судя по отчету комитета, доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в 2016 году составляла 47 процентов. В 2017 году этот показатель предполагалось довести до 51,2 процента, но по факту он так и остался на уровне 47 процентов. Еще один показатель - доля сельских населенных пунктов, которые круглогодично соединены дорогами, имеющими твердое покрытие, с сетью автомобильных дорог общего пользования. В 2017 году таких сел в Ленинградской области было 72,2 процента. В 2017 году их количество предполагалось увеличить на 0,4 процента, но в реальности этот показатель никак не изменился.

В Ленобласти предложили ограничить энерготарифы для бюджетников

По большинству других показателей картина почти та же. В частности, норматив по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивался в 2016 году на 40,8 процента. В 2017 году его предполагалось довести до 50 процентов, однако в реальности он вырос лишь до 41,7 процента. Причина - "ограниченность возможности дорожного фонда Ленинградской области". Любопытно, что в 2017 году на эту программу выделялось 9,495 миллиарда рублей, из которых выполнено работ на сумму 9,185 миллиарда. В пресс-службе губернатора и правительства региона затруднились объяснить такое несоответствие, попросив направить официальный запрос и дать время для ответа.

- У нас общее исполнение бюджета по госпрограмме за 2017 год составляет 92 процента, - сообщил сотрудник пресс-службы Филипп Мораев. - Такого не было за последние шесть лет. Могу сказать точно: в 2016 году денег было больше, чем в 2017-м. Раньше исполнение программы составляло 75-76 процентов.

Состояние дорог остается одной из главных проблем Ленинградской области. Около 70 процентов дорог регионального и межмуниципального значения региона имеют низкие технические категории (IV, V и безкатегорийные), при этом 36,2 процента этих дорог имеют покрытия переходного типа или грунтовые. Порядка 800 сельских населенных пунктов (28 процентов от их общего количества) не имеют дорог с твердым покрытием, соединяющих их с дорожной сетью общего пользования. Из них 13 населенных пунктов - с населением более 100 человек. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием около 15 тысяч жителей Ленинградской области весной и осенью не могут добраться к социальным объектам и получить необходимые услуги.

- Несмотря на увеличение объемов финансирования содержания автомобильных дорог, имеющихся средств недостаточно для реконструкции и нового строительства, ликвидации недоделок, выполнения полного комплекса работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту дорог в соответствии с нормативами, - констатируется на официальном сайте комитета. - В дорожном хозяйстве Ленинград-ской области еще не нашли применения механизмы государственно-частного партнерства, позволяющие привлечь частные инвестиции в строительство и реконструкцию автомобильных дорог.

Виновата миграция

Эксперты отмечают, что реальное финансирование программы в прошлые годы было еще ниже. Как сообщил аналитик одного из крупных инвестиционных холдингов Алексей Калачев, в 2015 году программа была профинансирована лишь на 45,96 процента (1,4 миллиарда рублей) от запланированного объема в 3,1 миллиарда, а ее реальное выполнение составило 42,4 процента. Основная часть недофинансирования приходится на федеральный бюджет: из него регион должен был получить на "дорожные" нужды 1,86 миллиарда, но реально было перечислено только 29,7 процента от этой суммы.

Муниципалов Ленобласти обязали решать градостроительные проблемы

В регионе активно строится жилье. За 2017 год в Северо-Западном федеральном округе выполнено строительных работ более чем на 1 триллион рублей, построено 8,8 миллиона квадратных метров жилья - 11 процентов от общероссийских объемов. Почти 70 процентов построенного жилья приходится на Санкт-Петербург и Ленинградскую область - 3,5 миллиона и 2,6 миллиона квадратных метров соответственно, сообщил полномочный представитель президента РФ в СЗФО Александр Беглов. Но эта динамика имеет и другую сторону. Темпы строительства жилья в регионе гораздо выше темпов дорожного строительства. Жители новых районов, как правило, работают в Санкт-Петербурге. "Маятниковый" переезд населения в начале и конце рабочего дня грозит транспортным коллапсом на границе города и области. Серьезные проблемы уже возникли на восточном и южном направлениях. Наиболее показательным примером можно считать Девяткино - единственную станцию метро, расположенную на территории Ленинградской области. По рассказам пассажиров, на этой станции вагоны поездов метро заполняются людьми так плотно, что близ центра города в часы пик на станциях втиснуться в вагон почти невозможно. К остановкам маршруток выстраиваются огромные очереди, а автовладельцам приходится порой тратить полчаса, чтобы выехать из жилых кварталов возле Девяткино или въехать туда. Нечто подобное, по мнению экспертов, может возникнуть и в районе Кудрово. Там заселены не все новостройки, но уже в 2016 году загрузка транспортной инфраструктуры в этом районе была близка к предельной.

Развязать узел

Одна из главных причин тяжелой ситуации в том, что сегодня нет обходных автодорог возле многих крупных городов области: Сертолово, Всеволожска, Волосово, Волхова, Мурино, Нового Девяткино, Кудрово и других. Судя по планам ре-гиональной администрации, эти дороги появятся не скоро.

Петербург станет ключевой развязкой Северного транспортного коридора

- Наша задача - развязать транспортный узел проблем в Кудрово на ближайшие 20-30 лет, - заявил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко в ходе рабочей поездки во Всеволожский район. - Обсуждается вопрос строительства съезда с КАД в Мурино. Там удалось найти общий язык с владельцами земельных участков. Часть собственников уже согласились передать свои участки, у других они будут выкуплены по кадастровой стоимости. Благодаря строительству дороги появится возможность съезда с КАД в районе Мурино. Проектируется строительство дороги между Буграми и Кудрово.

Кроме того, область готова взять на себя строительство второго виадука в Кудрово, - отметил глава региона. По его словам, Петербург неохотно идет навстречу, городские власти предлагают лишь расширить дорогу у железнодорожного переезда. Тем не менее, Александр Дрозденко настроен оптимистично. Он считает, что транспортные проблемы во Всеволожском районе решаются быстро, если сравнивать ситуацию с другими новостройками, относящимися к Санкт-Петербургу.

Но одного строительства новых дорог в регионе мало. Их еще предстоит соединить с дорожной сетью Санкт-Петербурга. Для этого необходимо учесть дополнительную транспортную нагрузку в рамках городской инфраструктуры. По оценкам девелоперов, объединенная дорожная сеть агломерации Санкт-Петербург - Ленинградская область обойдется минимум в полтора триллиона рублей. При этом в Санкт-Петербурге имеются свои сложности. По словам Алексея Калачева, за десять минувших лет от запланированных объектов транспортной инфраструктуры там построено лишь 30 процентов. Наибольшее отставание, по его мнению, наблюдается в восточном (Павлово) и северо-восточном (Всеволожск и Новое Девяткино) направлениях.

- Да, нехватка средств есть, - считает Алексей Калачев. - Но, как мне кажется, не хватает мощностей и заинтересованности, чтобы освоить и те деньги, которые имеются. Возможно, не все средства, выделяемые на строительство транспортной инфраструктуры, доходят по назначению.

Один из выходов, предлагаемых аналитиками, - создать государственную систему прогнозирования, увязанную с планами и темпами работы застройщиков. Ключевые решения по генпланам необходимо принимать не сиюминутно, а ориентируясь на перспективу в пределах хотя бы 4-5 лет.

Прямая речь

Сергей Зуев, директор Института общественных наук РАНХиГС:

- Дороги не приносят прямых доходов в казну. Выгоднее выделять территории под застройку. Но без транспортной инфраструктуры все эти квадратные метры, как жилые, так и коммерческие, серьезно проигрывают в качестве. Эта проблема характерна для России в высокой степени. Единого рецепта для ее решения нет. Некоторые города добиваются успеха, делая ставку на общественный транспорт. Другие уделяют много внимания правильной организации движения личного автотранспорта, и это дает свои позитивные результаты. В России силен социокультурный фактор. С тех пор, как значительное количество населения нашей страны получило возможность передвигаться на собственном транспорте, прошло всего лет 25. Личный автомобиль у нас до сих пор является символом успеха, хотя с экономической точки зрения общественный транспорт более выгоден. Наверное, в среднесрочной перспективе это начнет меняться, но для таких перемен необходима целенаправленная политика. Гражданам нужно разъяснять преимущества общественного транспорта и организовывать его работу так, чтобы население было довольно. В Москве многое делается в этом направлении, и этот опыт стоит учитывать.

Инфраструктура Ленинградская область Северо-Запад