Сложно, но можно
"Где на свете вы отыщете такие басы? Они встречаются так же редко, как спаржа на Рождество", - покачал головой дирижер московского Синодального хора Николай Данилин, когда в 1915 году композитор Сергей Рахманинов сыграл ему фрагмент из своего нового сочинения "Всенощная". Речь шла о гимне "Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром", где басы спускались до нижнего си-бемоль в медленном pianissimo.
С момента премьеры произведения проблемой поиска глубоких басов озадачены все хоровые коллективы, дерзающие исполнить рахманиновскую "Всенощную". Но если бы то было единственной преградой...
Как во времена Рахманинова, так и сейчас отношение к его "Всенощной" двоякое. Одни считают его вершиной русской духовной музыки, другие - сугубо концертным сочинением.
Всенощное бдение - православное богослужение, которое совершается накануне воскресных дней, двунадесятых и некоторых других церковных праздников. На Руси всенощное бдение появилось в ХI веке. Сначала это были одноголосные (знаменные, демественные, путевые) распевы, на смену которым в XVI веке пришло многоголосие.
- Во "Всенощной" Рахманинов исходил из канонических традиций и опирался на вошедшие в церковный обиход знаменные мелодии. Но он не ограничивался их гармонизацией, а создал свои собственные оригинальные темы. В его сочинении заложены древние интонации нашей певческой культуры: знаменный распев, греческий, киевский. Он обобщил в одном произведении историю и преподнес ее в новом прочтении, - раскрывает особенности и вместе с тем сложность "Всенощной" Рахманинова Иван Стольников.
Подарок храму
Рахманинов был человеком верующим и очень любил церковное пение. Нередко по утрам нанимал извозчика и ехал на богослужение, чаще всего в Андроньев монастырь на Таганке.
Неудивительно, что религиозность композитора на долгие советские годы стала причиной редкого исполнения его "Всенощной".
Семь лет потребовалось в 60-е годы прошлого века Государственному русскому хору под управлением Александра Свешникова для записи этого произведения. 12 лет разрешения на публичное исполнение "Всенощной" добивался оперный певец Иван Козловский. Только раз в год с 60-х годов на протяжении 30 лет в СССР можно было услышать "Всенощную" благодаря хору под управлением Николая Матвеева - в московском храме Всех скорбящих Радость на Ордынке...
- Отдельные фрагменты "Всенощной" Сергея Рахманинова наверняка звучали и в Нижнем Новгороде. Но как цельное произведение во время богослужения "Всенощная" исполнена впервые, - подтвердил уникальность события пресс-секретарь Нижегородской епархии иерей Алексей Пестрецов. - Ее исполнение в Спасо-Преображенской (Карповской) церкви стало подарком храму, который в 2017 году отметил двухсотлетие. Идею одобрил и благословил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
- Пение "Всенощной" Рахманинова в храме находит отклик в сердцах и верующих, и исполнителей. В богослужении все становится на свои места: хор (часть службы) и все, что он поет, обретает смысл. Свою роль играют храмовая акустика, лики святых, - рассуждает главный дирижер хора.
Бог Троицу любит
К слову, для "Нижнего Новгорода" исполнение "Всенощной" в Карповской церкви стало уже третьим в творческой биографии хора. Дебют состоялся два года назад в рамках духовного хорового фестиваля имени Александра Архангельского "Гласом моим ко Господу воззвах", организованного Пензенской епархией.
- Спеть "Всенощную" Рахманинова! В храме! Я понимал, что это за сочинение. Огромная ответственность и одновременно большой шаг вперед в профессиональной деятельности, - вспоминает волнительные дни Иван Стольников.
Среди гостей фестиваля была известный музыкальный деятель, композитор, регент хора Свято-Елисаветенского женского монастыря (Минск, Республика Беларусь) монахиня Иулиания (Денисова), мнение которой высоко ценят в профессиональном сообществе. Потрясенная выступлением нижегородцев, она пригласила "Нижний Новгород" выступить с сольной программой в храме монастыря на фестивале "Державный глас" (осень 2017-го). Кроме того, нижегородцам доверили петь на литургии. Завершился же белорусский визит хора выступлением в самом сердце Минска - концертном зале "Старый город". Послушать нижегородцев пришла и профессура Минской академии музыки. Многие минские музыканты сравнивали нижегородцев и с хором Минина, и с хором Полянского, и с лучшими хорами Санкт-Петербурга.
Под впечатлением от всенощного бдения с участием "Нижнего Новгорода" остались и все, кто пришел в Спасо-Преображенскую церковь 31 марта. По мнению настоятеля храма протоиерея Михаила Сторонкина, присутствующие ощутили скромную церковь большим кафедральным собором. В Нижегородской епархии не исключают, что подобный опыт будет продолжен.
У тех же, кто пропустил знаковое событие, возможность послушать фрагменты "Всенощной" Рахманинова в исполнении камерного хора "Нижний Новгород" совместно с хором Нижегородского музыкального училища имени Балакирева есть 20 апреля - их выступление состоится в актовом зале Нижегородского госуниверситета имени Лобачевского на Большой Покровской.
Кстати, в финале "Ныне отпущаеши раба своего, Владыко, с миром" "Всенощной" у басов есть уникальный для всей мировой хоровой литературы спуск нескольких вокалистов к очень низкой ноте - соль контроктавы, что под силу только басам-октавистам (глубоким басам, басам-профундо). Это редкие голоса, которые не типичны для хоровой культуры Европы. И даже прославленный Федор Шаляпин не принадлежал к их числу. Но в хоре "Нижний Новгород" один такой бас есть.
Справка "РГ"
Камерный хор "Нижний Новгород" создан 45 лет назад народным артистом России, дирижером, композитором Львом Сивухиным. Сегодня художественным руководителем хора является его ученик - заслуженный артист России Борис Мокеев, главным дирижером - Иван Стольников.
Монахиня Иулиания (Денисова), регент хора Свято-Елисаветинского женского монастыря (Минск, Республика Беларусь):
- Исполнять "Всенощную" Рахманинова способен далеко не каждый профессиональный хор: можно спеть правильно все ноты, но о чем будет это пение? Тем более в храме, где произведение композитора должно войти составной частью в структуру большого богослужения. Надо уметь не спрятаться за мощью голосов, не уйти в концертность, не увязнуть в паузах и соответствовать общему темпоритму службы. С другой стороны, обычным церковным хорам, как правило, качественное исполнение этого сочинения не по плечу. Хотя отдельные песнопения из "Всенощной" ("Богородице Дево, радуйся", "Ангельский собор" и другие) звучат постоянно и повсеместно. Никогда не слышала "Всенощное бдение" в концертном зале, только в записях. Впервые мне довелось услышать его в храме на богослужении в Пензе - пел хор из Нижнего Новгорода. Ничего не зная о хоре, я, честно говоря, настроилась потерпеть - для церковного сознания концертные произведения в храме неприемлемы. Но то, что я услышала, с первых же тактов приковало мое внимание: пели идеально чисто, слаженно, без крика во второй октаве, без надрывного вибрато, но главное - молитвенно. Для светских хоров это редкое качество. Культура звука и абсолютно церковные трактовки песнопений - вот что меня восхитило.