Потоп в феврале
- Ночью услышала шум, дети спали. Когда спустилась в подвал, там было воды уже по пояс, ледяной - зима на дворе, и я не смогла пройти, чтобы отключить газовый котел, свет включать боялась, потому что понимала: горелки котла залиты, - рассказывает Надежда Проданова.
Надежда - мама трех дочерей. Старшие уже взрослые, младшей Маше 9 лет, она ребенок-инвалид. Дочку Надя воспитывает одна, отец Маши с ними не живет.
Только в прошлом году дом Надежды и ее детей за автовокзалом на Мурманской улице затапливало пять (!) раз. Причина, теперь это уже подтверждено судом, каждый раз была одна и та же - прорыв коммуникаций муниципального предприятия "Саратовводоканал".
Дом Надежды Продановой стоит на перекрестке, когда трубы водопровода рвутся на одной из улиц, все течет сюда.
- Живем здесь уже двадцать лет, и раньше такого не было. Особенно ухудшилась ситуация в последние годы, водопровод все это время не ремонтировали, вместо замены прохудившихся труб в них забивают "чопики", - говорит Надежда.
Теперь еще после очередного порыва аварийная бригада еще и откачивает из дома воду.
...В подвале крепкого двухэтажного дома сейчас сухо, но нас встречает запах сырости. Стены что здесь, что на лестнице теперь в грибке. Все находившиеся в подвале вещи, в том числе детские, стоявшая здесь мебель погибли, большую часть пришлось выбросить. Вдобавок после многочисленных подтоплений по стенам дома через все два этажа пошли трещины. Входную дверь перекосило, и она не запирается.
Денег на ремонт дома у Надежды Продановой нет. С работы она ушла, чтобы все свое время посвящать младшей дочери. В настоящее время все средства существования семьи составляют пенсия и пособие по инвалидности.
Мама и дочка
Когда Маше был год, ей поставили диагноз ДЦП, врачи сомневались, что она сможет говорить. Стараниями мамы дочка заговорила в два с половиной года. Сейчас она учится в школе, в обычной (девочка на домашнем обучении) и музыкальной, занимается в конном клубе "Победный аллюр" и даже участвует в спортивных соревнованиях.
В детстве Маше сделали несколько сложных операций на ногах, но ходить она пока так и не может. Это, впрочем, не мешает худенькой жизнерадостной и обаятельной девочке быстро-быстро передвигаться по дому.
В комнате на первом этаже, где живет Маша, на почетном месте ее награды: кубки за победы в различных конкурсах и соревнованиях. Девочка - победительница нескольких детских конкурсов красоты "Хрустальная корона". В Москве на всероссийских соревнованиях по конному спорту, в которых участвовало 400 детей, она заняла первое место, в прошлом году с соревнований в Чебоксарах привезла серебряную медаль. А еще Маша занимается художественной лепкой, умеет варить мыло, играет на пианино.
- У меня 42 диплома, больше, чем у мамы, - похвалилась мне Машенька.
Надежда Проданова - солистка казачьего ансамбля "Рябинушка", который часто выступает с благотворительными концертами. С дочкой они поют вместе дуэтом.
Надя делает все, чтобы девочка вела образ жизни здорового ребенка, чтобы у нее был как можно больший круг общения.
- Вероятно, мне нужно было раньше обращаться с иском в суд, но все силы уходят на дочку, и теперь больше всего боюсь за нее. Если сырость и грибок будут распространяться дальше по дому, как нам жить здесь дальше? - задается вопросом Надежда.
Связь не установлена
В прошлом году Надежда Проданова оплатила экспертизу, которая провела оценку ущерба, причиненного дому затоплением. По мнению специалистов, на ремонт потребуется около 100 тысяч рублей. При этом хозяйка дома не стала пытаться оценить убытки из-за пришедших в негодность вещей и мебели, поскольку ей отсоветовали это делать: мол, все равно толку не будет. Затем Проданова направила претензию к руководству муниципального предприятия "Саратовводоканал".
Однако добиться возмещения ущерба, не обращаясь в суд, не удалось. Сначала директор "Саратовводоканала" Павел Ворсунов заявил, что связь между ущербом, причиненным дому в результате затопления, и авариями на сетях этого предприятия не установлена. А когда Надежда Анатольевна представила в муниципальное предприятие выводы экспертов, что "наиболее вероятной причиной затопления подвала дома являются регулярные протечки трубопровода холодного водоснабжения, проходящего под проезжей частью улицы", оплатить ущерб в Водоканале все равно отказались. Как объяснили корреспонденту "Российской газеты" коммунальщики, "решение претензии в досудебном порядке" не состоялось, поскольку отдел капитального строительства этой организации насчитал меньшую сумму ущерба.
В ходе судебного разбирательства была проведена еще одна, уже третья, экспертиза, которая скорректировала сумму ущерба до 90 тысяч рублей. В конце марта Октябрьский районный суд удовлетворил иск Надежды на эту сумму, возложив также на муниципальное предприятие оплату всех проведенных экспертиз.
Примечательно, что в итоге муниципальной организации придется заплатить даже большую сумму, чем если бы спор разрешился до суда, вот только из этих средств непосредственно семье с ребенком-инвалидом, достанется, увы, меньше денег.
Ни денег, ни желания
Однако главная проблема остается нерешенной, ведь нет никакой гарантии, что завтра муниципальный водопровод опять не прорвет и дом не затопит вновь.
"В соответствии с производственной программой МУП "Саратовводоканал" и в связи с отсутствием финансирования, а также большим объемом работ по устранению аварийных ситуаций на более ветхих водопроводных сетях перекладка водопровода на улице Мурманская не запланирована. Возможность перекладки водопровода по данному адресу будет рассмотрена в 2018 году после подписания концессионного соглашения", - написал в прошлом году заместитель главы администрации Саратова по городскому хозяйству Сергей Пилипенко в ответе на запрос уполномоченного по правам человека в Саратовской области Татьяны Журик.
В конце прошлого года концессионное соглашение по "Саратовводоканалу" заключили, на предприятие должны были прийти деньги инвестора, однако и после этого ничего не изменилось.
В муниципальной организации мне сообщили, что и в 2018 году ремонт и замена трубопровода на улице Мурманской вновь не планируются, но, мол, этот вопрос может быть решен в дальнейшем.
По-видимому, по логике чиновников, мать больной девочки вновь должна обращаться в суд, чтобы побудить их скорректировать программу ремонтных работ и заменить кусок трубы на уличном водопроводе.
Татьяна Журик, уполномоченный по правам человека в Саратовской области:
- Наши сотрудники помогали подготовить иск в суд по данному делу, мы и дальше будем оказывать этой семье помощь. Неправильно, что органы местного самоуправления не реагируют на такую острую ситуацию, прежде всего нужно быть человечными. Ребенок, тем более такой, не должен жить в сырости, при угрозе вечного затопления дома. Думаю, деньги, которые выплатят по решению суда, станут реальной помощью этой семье. В то же время мы по-прежнему будем держать ситуацию на контроле, добиваться, чтобы это безобразие прекратилось, ремонт водопровода был бы включен в план работ уже в этом году и проведен.