05.04.2018 11:55
Общество

Красноярские эксперты обсудили причины школьной агрессии

По мнению экспертов, причина школьной агрессии - в семье
Текст:  Анастасия Романова (Красноярск)
Российская газета - Неделя - Восточная Сибирь: №72 (7535)
Как предотвратить школьную агрессию? Что нужно сделать, чтобы эффективно бороться с этой бедой, масштабы которой растут из года в год? Как достучаться до сознания детей, объяснить им, что конфликт и тем более насилие - не аргумент в спорах со сверстниками и взрослыми?
Читать на сайте RG.RU

После трагических событий в Перми и Улан-Удэ, после недавнего происшествия в школе Кургана, где девочка-подросток стреляла в сверстников из травматического пистолета, вопросов на эту больную тему становится все больше. Обсудить их на круглом столе в Восточно-Сибирской редакции "РГ" собрались педагоги, психологи, общественники и правоохранители.

"Жить только для себя"

Полицейская статистика свидетельствует: число преступлений, совершенных детьми и подростками в Красноярском крае, постепенно уменьшается. Если 10 лет назад оно составляло около 13 процентов от общего количества, то сейчас - всего 4,9 процента. Другое дело, что, согласно той же статистике, по сравнению с прежними годами все больше родителей и близких родственников несовершеннолетних имеют за плечами судимость и отбывание в местах лишения свободы. А генетическую предрасположенность и воздействие домашней среды на неокрепшие детские умы никто не отменял…

Напавшему на школу в Перми подростку продлили срок ареста

Педагоги согласны: чтобы разобраться в причинах подростковой агрессии, нужно, в первую очередь, обратить внимание на родителей.

- Сейчас сформировалась новая генерация пап и мам, те, кто были детьми в 90-х и начале 2000-х годов. Все мы помним, что это было за время - без нравственных ограничений, моральных ценностей, вне социальных и правовых рамок. Лозунг "Жить только для себя" накрепко отпечатался в сознании того поколения, поэтому у многих из них не было и до сих пор нет никакой правовой ответственности, - считает директор Красноярской гимназии № 7 Люция Литвинцева. - И своих детей они "воспитывают" так же. На эту вседозволенность и безнаказанность вдобавок накладываются серьезные физические и психические проблемы подростков, поэтому работать с такими ребятами очень сложно.

Большая школа - легче затеряться

- Год от года детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы становится все больше, - подтверждает кандидат психологических наук, доцент Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева Марина Сафонова. - На сегодняшний день, по данным главного детского педиатра России Евгения Макушкина, каждый пятый россиянин - психически нестабилен. А в списке самых неблагополучных регионов наш Красноярский край занимает, увы, печальное пятое место.

Как травля и насилие превратились в новый наркотик для подростков

При этом, как отмечают специалисты, психические нарушения у детей выявляются именно в школе, и зачастую учитель не знает, что делать с таким ребенком, к кому обращаться за помощью. Стремительно помолодела и депрессия - каждый третий школьник сегодня страдает тревогой и различными страхами. И эти переживания лишь усиливаются из-за практически никем не контролируемого доступа подростков к СМИ и соцсетям. Эксперты уверены: противостоять напору теле- и интернет-негатива можно лишь объединенными усилиями родителей и школы - в одиночку педагогам не справиться.

- Отмечу и такой нюанс. Сейчас строятся школы на как можно большее число ре-бят - на тысячу и больше. И мы гордимся этим, не задумываясь, что чем больше площадь учебного заведения, тем более оно обезличено, тем легче утрачивается в нем индивидуальность школьника. Что это значит для ребенка? Да то, что можно причинить ущерб, спровоцировать конфликт - и остаться неузнанным, избежать наказания. В этом плане предпочтительнее школы меньшей комплектации - в них психологически комфортнее и детям, и педагогу, - убеждена Марина Сафонова.

- Раньше за каждой школой был закреплен инспектор по делам несовершеннолетних. Он находился в школе иногда до позднего вечера - общался с родителями, учениками, педагогами. И, случись что, реагировал немедленно, - отмечает замначальника управления организации деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Красноярскому краю Наталья Шапруто. - Это была бесценная практика, которую, кстати, у нас позаимствовали потом и другие регионы. К сожалению, ее пришлось оставить из-за сокращения штатов полиции. Теперь инспектор ПДН приходит в школу два раза в неделю и проводит там 3-4 часа.

Я б в "Юнармию" пошел…

Как в таких условиях противодействовать подростковой агрессии, снижать уровень накала конфликтов, а в идеале - не допускать их вообще?

Педагоги видят выход, во-первых, во внедрении и развитии в школах системы медиативной помощи. Например, в той же гимназии № 7 такая система, при которой конфликт благополучно разрешается еще на начальном уровне при содействии третьей и независимой стороны - медиатора, действует с 2011 года.

Кураторами "групп смерти" оказались подростки

- Не скрою, становление службы шло сложно, зато сейчас все ученики и их родители при малейшем намеке на возникновение точки напряжения знают, что нужно делать. Количество обращений в службу медиативной помощи в гимназии растет. Если в 2013 году поступило 13 таких обращений, то сейчас - уже 28 Причина не в том, что увеличилось число конфликтов, - просто выросло доверие к медиаторам, - подчеркнула Люция Литвинцева.

Во-вторых, прекрасным подспорьем может стать вовлечение ребят в полезную деятельность, по принципу: "Когда занят хорошим делом, меньше времени останется на плохое". И здесь помогут как волонтерские проекты, так и опыт трудовых отрядов.

- Также примером может стать военно-патриотическое общественное движение "Юнармия", основанное, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В Красноярске в этом замечательном проекте участвуют уже пять школ, и невооруженным глазом видно, с каким удовольствием и энтузиазмом вступают в это движение школьники. "Юнармия" привлекает их формой, выправкой, строгой дисциплиной, уважением взрослых, наконец, возможностью оказывать помощь ветеранам и инвалидам. Навыки юнармейцев, несомненно, помогут подросткам и в их дальнейшей жизни, - считает Наталья Шапруто.

По словам члена Общественного совета при ГУ МВД России по Красноярскому краю Галины Вычужаниной, сейчас во многих муниципальных территориях региона создаются так называемые классы правовой направленности под кураторством полиции:

- Вступающие в них старшеклассники выполняют, помимо прочего, важную функцию - они следят за порядком в школе, занимаются профилактикой, разбирают спорные вопросы между сверстниками. Кроме того, посещение таких правовых уроков дает не только юридические знания, оно воспитывает в детях лучшие человеческие качества. Потому что, к сожалению, многие родители не воспитывают в ребенке такие чувства, как сострадание, милосердие, бескорыстие. Наши дети не знают, что это такое - уступить место в транспорте, оказать помощь пожилому человеку или инвалиду… И тогда, вслед за подростками, проявлять уважение к окружающим, возможно, на-учатся и их родители. Ведь, что бы ни говорили, в школе не делают прививку от агрессии. Для этого есть семья.

Личный опыт

Игорь Забелин, житель Красноярска:

- Со школьным насилием, увы, пришлось столкнуться. Моего сына в новой школе стали травить одноклассники из седьмого "В". Он после операции был на домашнем обучении, за это время стал стеснительным, замкнутым, сдачи обидчикам физически дать не мог, а нам ничего не рассказывал. Вот к нему бойкие троечники и стали привязываться - обзывать, один раз в столовой соли во все блюда щедро насыпали и так далее. К счастью, с классным руководителем нам повезло - Анна Александровна конфликт погасила быстро. Вызвала на совместный разговор меня и отцов двух главных
шалопаев. Те, кстати, тоже поначалу "быковали" - мол, "пацаны есть пацаны, не надо хлюпиков растить, сами разберутся". Но педагог им самим кое-какие факты из биографии отпрысков привела, а потом заметила, что Егор (так зовут моего сына) вообще-то спортсмен-хоккеист, травму получил на льду, через полгода медицинские ограничения снимут, и тогда всем обидчикам не позавидуешь… В общем, приврала Анна Александровна чуть-чуть (сын у меня конькобежец и драться не умеет), но сработало - конфликтов больше нет.

Образование Соцзащита Красноярский край Восточная Сибирь