08.04.2018 20:19
Общество

Андрей Максимов о книге "Педагогика для всех": Все только по сути

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий)
Российская газета - Федеральный выпуск: №74 (7537)
Много лет я предлагал разным издательствам выпустить эту книгу. Никто не отказывал. Говорили: "Конечно. Безусловно. Обязательно". И ничего не происходило.
Читать на сайте RG.RU

Произошло в АСТ. За что - респект.

Симон Соловейчик "Педагогика для всех" - книга уникальная и необходимейшая. Ее просто обязан прочесть любой человек, вне зависимости от того, является он профессиональным педагогом или нет, и даже вне зависимости от того, взрослые у него дети, маленькие или их нет вовсе. Потому что это не просто про воспитание. Это про жизнь.

Победители учительской олимпиады поедут на зарубежную стажировку

Симон Львович Соловейчик - выдающейся педагог, писатель и мыслитель. Он родился в 1930 году. Его отец - журналист, писатель. Мама - доктор. Подростком два года Соловейчик провел в эвакуации на Урале. Окончил филфак МГУ, преподавал в школе, стал писать...

Первый журнал, в котором начал свою журналистскую деятельность Симон Соловейчик, назывался удивительно, почти по-зощенковски "Строитель стадиона". Но уже в 28 лет молодой филолог стал корреспондентом очень популярного в ту пору детского журнала "Пионер". Больше двадцати лет - с 1956 по 1977 год - Соловейчик работал в "Комсомольской правде". Перестав преподавать в школе, Соловейчик, по сути, остался поразительным педагогом. Для своих читателей в первую очередь. Но и для тех молодых ребят, которые приходили к нему в "Комсомолку". Этот вывод я, что называется, проверил на себе: Симон Львович навсегда останется моим учителем.

В этой довольно увесистой книге нет ни одного формального слова. Все только по сути

В 80-е годы была "Учительская газета", где вместе с главным редактором Владимиром Матвеевым он пытался по-человечески, не формально говорить с учителями, рассказывал о педагогах-новаторах, собирал их в Москве, придумывал манифесты для этих встреч, которые назывались "Манифесты педагогики сотрудничества".

На День космонавтики в школах пройдут Гагаринские уроки

Всматривайтесь в детей - поймете себя, - утверждал Соловейчик. Это важнейший вывод в годы отцветающего застоя пришелся не ко двору. Матвеевская команда в "Учительской газете" была разгромлена. Матвеева понизили до заместителя главного редактора, и через год после этого Владимир Федорович умер. А уже в новые времена, в 1992 году, Соловейчик основал газету и издательский дом "Первое сентября", которые стали его последним детищем.

В 1974 году я пришел в подростковую страничку "Комсомолки" под романтическим названием "Алый парус", не зная, что ее придумал и организовал именно Симон Львович вместе с тогдашним заведующим отделом школьной молодежи Иваном Ивановичем Зюзюкиным. Первый выпуск "Алого паруса" вышел 25 сентября 1963 года. На дворе стояла знаменитая оттепель, хотя заморозки уже случались все чаще. Ни в те времена, ни через десять лет, когда в "Комсомолку" пришел я, ни сегодня к подросткам мало кто относился и относится всерьез. В лучшем случае их "награждали" (и "награждают") довольно унизительным определением "трудные" и - давай с ними педагогически работать!

Когда Соловейчик и Зюзюкин поняли, что подростки - это люди, которые имеют право на высказывание в самой популярной в ту пору газете страны, - по сути они совершили революцию!

Для меня, мальчишки, Симон Львович Соловейчик был живой классик, и я очень хорошо помню то потрясение, какое я испытывал, когда Соловейчик (!!!) с нами - пацанами говорил заинтересованно (!!!). Он никогда не спрашивал: "Как дела в школе?" - вопрос, от которого любой подросток готов взвыть. Он спрашивал о том, что тебя волнует и что тебе интересно. Ему - Соловейчику - было важно, чем интересуются школьники. Его не интересовали формальности, его волновала суть. Когда Вы будете читать "Педагогику для всех", обратите внимание на то, что в этой довольно увесистой книге нет ни одного формального слова. Все только по сути. Соловейчик не пишет проповедь. Он высказывается. И уже дело читателя принимать это высказывание, соглашаться с ним или спорить. Но равнодушным не останется никто. Эту манеру разговора я очень хорошо помню по тому, как он беседовал с нами, мальчишками. "Педагогика для всех" - главная книга педагога, писателя, философа Симона Львовича Соловейчика.

Ее просто обязан прочесть любой человек, вне зависимости от того, является он профессиональным педагогом или нет

Можно ли утверждать, что в ней представлена его собственная педагогическая система? Убежден, что можно. Также уверен в том, что система эта очень поможет, в первую очередь родителям, не только наладить контакт со своим ребенком, но и раскрыть маленького человека. В основе системы Соловейчика лежит вывод о том, что ребенок - это личность, требующая заинтересованного, уважительного отношения.

Общественный совет при Минобрнауки обсудил стандарты для средней школы

Симон Львович Соловейчик был высокий, худой, слегка сутулый человек с очень интеллигентным и добрым лицом. Его глаза через стекла очков всегда смотрели на мир чуть удивленно. Все это делало его похожим на Дон Кихота. Дон Кихот - это тот, кто живет так, как считает нужным. Живет, защищая свои принципы, даже когда это вполне кровавая защита.

Таким был Соловейчик. Дон Кихот российской педагогики. Абсолютно добрый. И абсолютно непримиримый в тех случаях, когда речь идет о детях. Мудрый и точный в своих очень глубоких работах.

Именно поэтому его книги не только не устарели, а, кажется, стали еще более актуальными.

"Педагогика для всех" кого-то поддержит в его педагогических устремлениях, а чьи-то убеждения, я уверен, поколеблет или даже перевернет. Да, это книга по воспитанию. Но она - повторюсь - шире: об отношении к миру и отношениях в мире. Равнодушных читателей не будет.

Образование