Алексей Рыбин далеко не новичок в искусстве. Друг и коллега Виктора Цоя, гитарист созданной ими группы "Кино", он через многое прошел, многое знает. И жизнью трудового человека заинтересовался не случайно. Его явно раздражают социальные драмы последних лет - даже "Нелюбовь" ему кажется умозрительной, подогнанной под идею. Зато он высоко ценит "Аритмию", где нет заранее определенной сверхзадачи, где жизнь течет естественно и узнаваемо.
Я не считаю, что своим фильмом он дал совершенный образец художественного подхода к реальности - но "за попытку - спасибо!". Так что перед нами редчайший в "новом кино" пример не туристского вояжа в зону железобетонных людей и конструкций, а честного внедрения в обитающие там характеры и судьбы, пример интересных, пусть и спорных, наблюдений и выводов.
Узнаваемость ситуаций подтверждает на фестивальном форуме наш зритель Александр Сухаренко: "Все верно подмечено: утрата ценностных ориентиров человеком средних лет, однообразно серые трудовые будни вперемежку с типовым алкогольно-увеселительным угаром, помноженным на ежедневное прослушивание горлопанящего зомбоящика. Токарь Носов - отнюдь не герой нашего времени по причине своей серости. Но он стержень современного общества. Токарь должен иметь крепкое здоровое тело, обладать выносливостью, быть внимательным, ответственным, терпеливым и настойчивым. Специалисты рабочих специальностей, в том числе и токари, сегодня стали дефицитом! Так что такие выносливые и неприхотливые творцы, как Носов, стране, безусловно, нужны. Но стране нет никакого дела до переживаний и духовных потребностей таких Носовых. Вот и слоняются они,от станка до дома, от дома до кабака, наматывая круги бесцельного существования... А когда возникает в их жизни человек, подобный Диане, пытаются забыться, растворив его в своих буднях".
Человек в безвоздушном пространстве, где нормальную атмосферу заменила газовая среда, излучаемая телевизором - предмет картины. Данность, которая обусловила и образ жизни, и образ мысли отвыкших от кислорода людей. Картины "о рабочем классе" советской эпохи принято считать пропагандистскими - на самом деле они давали хоть иллюзорный и не выдержавший испытания временем, но идеал, к нему можно было стремиться, он сообщал зрителям заряд энергии и оптимизма. А главное, там было четкое понимание, "что такое хорошо и что такое плохо". Фильм Алексея Рыбина фиксирует, что все эти моральные категории из жизни испарились - их нет. Хотя герой к ним инстинктивно стремится. Плавая в этом бесформенном пространстве, как снулая рыба в душном аквариуме, он жадно хватает редкие молекулы кислорода, и тогда его сознание со скрежетом, но начинает работать.
Пишет наш зритель Александр Фомин: "Это фильм о гражданской войне, гибридной... Когда человек сталкивается с жизненными реалиями, телевизионная пелена с глаз спадает. Мы все живем в этих условиях, и каждый может встать перед выбором, сознательно или волею судьбы".
"Скоро все кончится!" - слова, которыми героиня фильма пытается ободрить своего любимого, тяжело раненного на этой странной необъявленной войне. Я спросил режиссера, почему он их вынес в название своего фильма. "Разумеется, я вкладываю в эту фразу другой смысл, - был ответ. - И он страшен".
"Чернуха!" - привычно бросит малодушный, живущий по принципу "ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу". И вернется к привидениям, вдруг расплодившимся на экранах, как крысы.
"Еду как хочу", реж. Денис Филюков
Мария Ворсанова: "Замечательная комедия, затрагивающая важную тему: "Практикуй то, что проповедуешь". Очень порадовали актерские работы, в первую очередь - Олег Дуленин. Я смотрела фильм на большом экране и помню, как в зале шептались: "Надо же, настоящий батюшка в кино снялся!" По-моему, это высший балл актеру".
"Убить дракона", реж. Марк Захаров
Сергей Герасименко: "И фильм и пьеса - на все времена. Потому что не меняется основа - мы с вами, народ. Дракон воспитал нас по образу и подобию, и нам трудно взглянуть на мир глазами, которыми наградил нас от рождения совершенно противоположный персонаж. История Ланцелота - это история нашей души, того светлого и чистого, что есть в нас, что мы задвинули на задний план, потому что так проще жить. Это нас и подвело, превратив нашу жизнь в существование. Но волей-неволей внутри нас разгорается искра, мы вспоминаем нашу истинную сущность и вытаскиваем на свет своего Ланцелота. И готовы убивать драконов, окружающих нас. Не понимая главного: нельзя победить Дракона внешнего, не победив Дракона в себе".