В первых числах апреля столица Киргизии буквально встала. Остановки были забиты людьми, редкие троллейбусы и автобусы не могли вместить всех желающих. Объяснялось происходящее очень просто: водители маршрутных такси объявили забастовку. Как утверждали в мэрии, "маршрутчики" отказывались выйти на работу, мотивируя это нежеланием приобретать страховку для пассажиров и платить штрафы из-за отсутствия оной.
Водители потребовали разрешить поворачивать со второй полосы, отменить введение униформы, увеличить тариф на проезд.
Забастовка продолжалась один день, однако этого оказалось достаточно, чтобы жители и власти столицы убедились в очевидном: обойтись без маршруток город не в состоянии. Десятки тысяч человек не смогли добраться до места назначения, а таксисты, не стесняясь, задирали цены на свои услуги.
Бишкекчане переживали подобные транспортные коллапсы трижды с учетом последнего. Первые два закончились победой "маршрутчиков". В 2012-м году, к примеру, по их требованию был увеличен тариф на проезд с 8 до 10 сомов в дневное время и с 10 до 12 - после девяти часов вечера. В 2014-м "маршрутчики" вновь устроили бучу, отказавшись выезжать в город накануне Орозо айта (исламский праздник, считающийся в Киргизии официальным, - Прим. ред.). Водители потребовали отменить штраф за стоящих пассажиров. И, судя по тому, что инспекторы сегодня не замечают забитые порой под завязку микроавтобусы, своего добились.
Но на этот раз и городская власть, и правительство - ситуация оказалась настолько сложной, что пришлось вмешаться премьеру КР Сапару Исакову, - категорически отказались идти навстречу бастующим. Глава кабинета министров на совещании, посвященном деятельности транспортных предприятий столицы, отметил: "Никаких послаблений в исполнении норм законодательства для обеспечения безопасности граждан на дорогах не будет".
Забастовка на этом прекратилась, однако, по мнению независимых экспертов, есть все основания полагать, что нечто подобное снова может произойти в недалеком будущем. Причина - отсутствие альтернативы частным маршруткам в столице. Так, по словам мэра Бишкека Албека Ибраимова, муниципалитет сегодня не может предоставить горожанам "должные условия проезда и высокое качество услуг". "На линии ежедневно выходят 120 троллейбусов и 130-150 автобусов, которые обеспечивают всего лишь 20 процентов перевозок", - сообщил Албек Ибраимов.
Остальные 80 процентов обеспечены почти тремя тысячами маршруток. Зависимость эта, как доказывают забастовки, устраиваемые водителями каждые два-три года, критическая, но избавиться от нее в обозримом будущем невозможно. Если, конечно, в течение нескольких дней в Бишкек вдруг не завезут минимум тысячу новых троллейбусов и автобусов. Поэтому, учитывая существующее положение, у частников сохраняется возможность решать свои проблемы "нестандартными способами".
Впрочем, как полагает известный в Киргизии аналитик Марс Сариев, есть вариант, позволяющий договориться с водителями. "Необходимо убрать коррупционную составляющую из работы частного общественного транспорта, - утверждает он. - За счет маршруток сегодня кормится толпа чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Если убрать этих "паразитов", то, к примеру, плата за проезд будет зависеть только от цен на горюче-смазочные материалы и запчасти. "Маршрутчики" не станут более возмущаться, если власть все-таки обяжет их покупать страховки для пассажиров".
Кстати, премьер-министр Сапар Исаков уже заявил, что "владеет достоверной информацией о значительных неофициальных сборах со стороны представителей уполномоченных государственных и муниципальных контролирующих органов в сфере предоставления транспортных услуг".
- Особое внимание я бы хотел обратить на деятельность транспортной инспекции при министерстве транспорта и дорог, - подчеркнул он. - По имеющимся у меня данным, каждая бригада должна выплачивать этой структуре около трех тысяч сомов в месяц в качестве неофициального сбора. Существует и множество других способов "заработка" на маршрутных микроавтобусах. Это плата за схему движения, хотя этот документ должен предоставляться бесплатно, за парковку, а также за каждый рейс. Поручаю Госслужбе по борьбе с экономическими преступлениями и ГКНБ проверить эти факты.
Но, как полагает тот же Марс Сариев, бороться с нелегальными сборами в столице Киргизии очень тяжело. "Поэтому не исключаю, что в скором времени на официальном уровне пойдут разговоры о необходимости увеличить тариф на проезд в общественном транспорте, причем даже несмотря на то, что это крайне непопулярная мера. Но она поможет погасить недовольство "маршрутчиков" на ближайшие два-три года", - полагает Сариев.
Справка "РГ"
Ежедневно на дороги Бишкека выезжают микроавтобусы 40 компаний. Они перевозят пассажиров по 120 маршрутным линиям.
По данным мэрии Бишкека, в 2017-м году с участием микроавтобусов произошло 252 ДТП, в которых 408 человек получили травмы, двое погибли.
Бешболуш Матисаков, директор транспортной фирмы "Лига":
- Водители устроили забастовку, власти отреагировали, выслушали требования. Решались обычные бытовые вопросы, но ни о каких провокациях речи не шло. Люди озвучили перед властями назревшие проблемы.
Кстати
Мэр Бишкека Албек Ибраимов в одном из интервью "РГ" сказал: "Известно ли мне, в каком техническом состоянии ездят по дорогам "бусики", об агрессивном стиле вождения тех, кто за рулем? Конечно, известно. У горожан сегодня есть возможность жаловаться по этому поводу. Мы будем обязательно реагировать. Вплоть до снятия нарушителей с маршрутов. Но альтернативы маршруткам сегодня нет. Около двух тысяч "бусиков" ежедневно связывают центр города с его окраинами - жилыми массивами. Автобусы и тем более троллейбусы туда просто не проедут по тем дорогам, которые там есть сегодня. Решить проблему можно, только построив новые трассы. Затем нужно расширять парк крупногабаритного общественного транспорта. Разговоры на тему увеличения тарифа на проезд в общественном транспорте в Бишкеке останутся разговорами. Повышать тарифы сегодня неактуально".