17.04.2018 09:03
Экономика

Почему на Дону снизилось потребление кондитерских изделий

Южане стали отказываться от сладкого
Текст:  Марина Бровкина
Российская газета - Экономика Юга России: №81 (7544)
Оптовые продажи кондитерских изделий в Ростовской области по итогам прошлого года по сравнению с 2016-м снизились в два раза, до 24 тысяч тонн. Почему же ростовчане решили отказаться от сладкого?
Читать на сайте RG.RU

Эксперты считают, что основная причина падения спроса - растущие цены. Центр исследований кондитерского рынка (ЦИКР) приводит данные, из которых следует, что цены на сладости поднимаются уже не первый год и рост весьма существенный. Так, в Ростовской области еще в 2014 году за килограмм зефира нужно было заплатить 182 рубля, а в нынешнем году уже 265 рублей. Рост почти на 30 процентов. Килограмм шоколадных конфет стоил 447 рублей, теперь за этот продукт надо отдать на 140 рублей больше. Килограмм чистого шоколада подорожал в полтора раза, а торта - на треть. Но, несмотря на немилосердные цены, жители Южного федерального округа оказались завзятыми сладкоежками, округ вошел в тройку лидеров по расходам на лакомства - 6830 рублей в год на человека. Больше южан на конфеты и пирожные потратили только жители Центрального округа (около 8600 рублей) и Северо-Западного (6890 рублей). Потребление сладостей выросло до рекордных 24,5 килограмма в год в среднем на одного россиянина.

Мобильную торговлю поставят на колеса

Лишь со второй половины 2017 года сласти вышли из сегмента самых быстро дорожающих продовольственных товаров, и сегодня цены на них не превышают показатели продовольственной инфляции в целом по стране. Причина в том, что основные виды кондитерского сырья, такие как сахар, мука, какао-продукты, стали обходиться производителям гораздо дешевле. В предыдущие годы сырье только дорожало, в среднем на 15 процентов.

- В прошлом году в России был рекордный урожай сахарной свеклы, 51 миллион тонн, - комментирует исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков. - Сахара произвели более шести миллионов тонн, заводы сегодня работают с полной нагрузкой. Растет экспорт, одновременно снижаются цены на внутреннем рынке.

Если в начале года средняя цена за килограмм сахара-песка составляла около 47 рублей, то к декабрю она упала более чем на 10 рублей, до 36,7 рубля. Эксперты считают, что и в нынешнем году это падение продолжится. А значит, подешевеют и кондитерские изделия.

Минсельхоз предложил запретить сделанный не из молока сыр

Что касается предпочтений при выборе сладостей, то, по данным ЦИКР, россияне до самозабвения любят шоколадные конфеты. Их потребление выросло почти до пяти килограммов на человека в год, что на полкило больше, чем в 2016 году. Шоколадные кондитерские изделия остаются самыми дорогими, но и одними из самых популярных. Соответственно, и в структуре расходов большая часть приходится именно на них. Предприятия, выпускающие этот продукт, произвели до 710 тысяч тонн и показали хорошую прибыль. Компании, специализирующиеся на мучных кондитерских изделиях, изготовили до 1,85 миллиона тонн рулетов, пряников, тортов, пирожных. Они, конечно, тоже не прогорели, но оказалось, что шоколадом заниматься выгоднее.

В Ростовской области выпущено около 135 - 140 тысяч тонн кондитерских изделий, это больше, чем в прошлом году, на 10 процентов. 70 процентов от общего объема сладостей - сахаристые изделия, а вот самого выгодного производства шоколадных конфет на Дону практически нет. Крупнейшие регионы, где делают эти лакомства, - Москва и Подмосковье, а также Пензенская, Самарская и Омская области.

Производители идут на разные ухищрения, чтобы покупатель не проходил мимо полок со сладким.

В Минске видят в ограничениях поставок продовольствия в РФ нарушение норм

- В прошлом году кондитерские фабрики начали уменьшать вес и упаковку готовых изделий вплоть до формата "на один раз", - рассказала руководитель отдела по сбыту одного из ростовских предприятий, выпускающих печенье и вафли, Оксана Дерюгина. - Таким образом продукция становится более доступной. Согласно прогнозам маркетологов, местным производителям придется пересмотреть линейку выпускаемой продукции, сделав ставку на изделия с сахарозаменителями и качественное сырье. Потребитель начал внимательно присматриваться к этикеткам, проверяя состав продукта. Людей смущают заменители (или эквиваленты) масла какао, эмульгаторы, ароматизаторы и другие пищевые добавки. А без них выйти на окупаемость сложно. Нередко кондитерская фабрика печатает состав самым мелким кеглем, но сейчас появились очень квалифицированные покупатели, в основном это молодые мамы, которые буквально с лупой рассматривают этикетки и не покупают продукт, обнаружив слово "эмульгатор" или "ароматизатор".

По мнению экспертов, ожидать резкого роста продаж конфет, печенья, вафель и тортов не следует. К тому же последние два года на рынок активно выходят производители из Польши, Казахстана, Грузии и Армении. Их доля уже достигает 15 процентов. Поэтому конкурировать придется не только с отечественными кондитерскими фабриками. Но все же главный сдерживающий фактор - стремление людей к здоровому образу жизни.

По словам Дерюгиной, структура спроса меняется на глазах. Обеспеченный покупатель старается не приобретать сладости, заменяя их фруктами, сухофруктами, медом и другими продуктами, которые считает более полезными. А если и покупает кондитерские изделия, то самые качественные. Те, кто победнее, отказываются от сластей, потому что не считают их жизненно важным продуктом.

Товары и цены Ростовская область Юг России