"Мне кажется, коль вы в институте имени Шнитке, то в первую очередь нужно изучать его музыку. Это, наверное, главная причина того, почему я передала этот архив. И мне очень нравится, что здесь также будет помещение, куда можно будет прийти и в наушниках слушать записи, диски - все, что в архиве", - поделилась Ирина Шнитке. По ее мнению, главное по-настоящему научиться слушать музыку.
- Я просто хотела всех призвать слушать, так сказать, с открытой душой. Забыть о том, что бывают авангардисты, додекафонисты, пуантилисты и прочие "исты". Потому что каждый композитор - живой человек, и его талант может раскрываться через разные техники. Остается только музыка, которая наполнена мыслями композитора о сегодняшнем дне, о прошлом и будущем. Совершенно не важна техника. Мне кажется, надо отбрасывать любые штампы и просто слушать музыку.
По словам Ирины Шнитке, новый кабинет поистине особенный: в этой атмосфере были написаны оперы "История доктора Иоганна Фауста" и "Джезуальдо", а также Восьмая симфония и многие другие произведения - в общем, много всего.
Вдова композитора отметила, что почти все свои сочинения Альфред Гарриевич написал именно за столом и никогда не писал за роялем: "Он говорил, что музыка всегда варилась в голове. Он мог подойти к инструменту и что-то проверить, а когда заканчивал сочинение, как правило, изображал мне его на рояле".
Ирина Шнитке поделилась своими мыслями о том, что неискушенным слушателям знакомство с творчеством композитора можно начинать с более понятных им произведений. Пианистка также отметила важную роль подготовки к восприятию сложных музыкальных произведений.
- Хочу заметить, что тем, кому сложно сразу понять такие сочинения, как Вторая или Восьмая симфония, можно начать с киномузыки, с прикладной музыки, с того же Гоголя. Все сочинения очень разные: какие-то очень легко воспринимать, какие-то надо послушать много раз для того, чтобы все вдруг стало просто и ясно. Все, что я слышала про "элитарное искусство" - это бред. Просто любую музыку нужно учиться воспринимать. Например, на концертах я видела разную публику, в том числе неподготовленную. И каждый раз вспоминаю, что был музыкальный клуб, который вел композитор Григорий Самуилович Фрид. Он собирал молодежь, любителей музыки. Это были не профессионалы, не музыканты. И Фрид знакомил их с массой современной музыки, а они задавали вопросы, которые поначалу казались смешными. Но время шло, и через год-два-три эта публика была уже не хуже профессионалов в восприятии музыкальных произведений. Все, что я хочу сказать, нужно слушать, слушать и слушать.
Во время пресс-конференции Ирина Шнитке ответила на самые разные вопросы преподавателей и студентов института музыки. Вопросы были самые разные: одни касались творчества великого композитора, другие - предпочтений самой Ирины Федоровны.
Спрашивали про любимую музыку, книги, и то, как отдыхал Альфред Шнитке. На последний вопрос был очень простой ответ: "Он не отдыхал". Вдова композитора вспоминала, что даже в свободные дни, когда Альфред Гарриевич заканчивал одно произведение и еще не начинал другое, он заболевал. Поэтому композитор старался, завершая одно, сразу начинать другое, чтобы избежать подобных перерывов в работе.
Ирина Шнитке поделилась и своими дальнейшими планами концертной деятельности: "Мое последнее выступление было два года назад в Малом зале Филармонии имени Глинки. Тогда я решила что хватит. Но недавно возникли новые предложения, так что, может быть, еще немного поиграю".
В МГИМ открылся кабинет Альфреда Шнитке