Соответствующий проект поправок в Правила дорожного движения, а также проект постановления правительства о допуске к управлению транспортными средствами (имеется в распоряжении "РГ") отправлены на согласование в регионы.
Напомним, что реформа подготовки водителей началась еще в 2013 году с момента принятия поправок в закон о безопасности дорожного движения и до сих пор не закончилась. Пять тяжких лет строятся взаимоотношения автошкол и ГИБДД, регулируются "правила игры". А кандидаты в водители крутятся в водовороте событий. И вот, новое предложение, которое полностью изменит с таким трудом настроенную систему.
Начнем с поправок в Правила дорожного движения. В них вводится новый понятийный аппарат. Появились понятия "Обучаемый вождению", "Обучающий вождению" и "Экзаменатор".
До сих пор таких понятий в правилах не было, поэтому было непонятно, кто и какие права имеет на дороге. Теперь же определено, что обучаемый вождению, это тот, кто проходит профессиональное обучение и уже имеет первоначальные навыки управления машиной, а также освоил правила дорожного движения. Но он еще не водитель. А обучающий и экзаменатор считаются водителями.
Определено, кто и где должен сидеть в машине. При обучении обучающий должен находиться на сиденье, с которого есть доступ к дублирующим педалям. При экзамене на этом месте сидит экзаменатор. Если экзамен принимается на машине автошколы, на этом месте также может сидеть обучающий. И это логично. Ведь именно он несет ответственность за сохранность автомобиля и, как владелец техники повышенной опасности, за безопасность.
Также правила устанавливают возрастной ценз для обучаемых. Например, для легких мотоциклов подкатегории "А1" и мопедов он должен быть не младше 15 лет. Для обучаемых на легковушке или грузовике - не менее 16 лет. Для мотоциклов категории "А" - не менее 17 лет. А для обучаемых на автобусе - не менее 20 лет.
И, наконец, обучаемым разрешат ездить на автомагистрали. Этой нормы добивались давно. Действительно, ведь получив права и впервые выехав на скоростную трассу, начинающий водитель попросту теряется. А так он уже будет подготовлен для такого эксперимента.
Также меняются правила приема экзаменов. Согласно поправкам, кандидаты в водители, временно пребывающие на территории России, смогут сдать экзамен в любом экзаменационном подразделении. Сейчас они могут сдавать только в субъекте по месту временной регистрации.
Но главная новация этого документа - отмена первой части практического экзамена по первоначальным навыкам управления, который проводился на закрытой площадке или автодроме.
Возможно, это связано с отсутствием у ГИБДД собственных площадок, а также сложностью взаимодействия с автошколами. Элементы, которые проверялись на площадке теперь будут включены в практический экзамен на улицах города. То есть прямо на улицах или во дворах экзаменуемые будут ездить задним ходом по прямой и с поворотом за угол. За какой угол - непонятно. Тем более что движение задним ходом при видимости менее 100 метров запрещено. Также прямо на дорогах будет проверяться умение параллельно парковаться и трогаться в горку. Если учесть, что сейчас около половины кандидатов в водители проваливаются именно на площадке, то страшно даже оказаться в собственном автомобиле на экзаменационном маршруте. Напомним, что большинство из таких не сдавших проваливают как раз трогание в горку и параллельную парковку.
Понятно, что автошколам надо лучше готовить кандидата, перед тем как отправлять его на экзамен. Но отмена площадки такого стимула не дает.
Да, в правилах прописано, что обучение первоначальным навыкам должно проходить на закрытых площадках или автодроме. Но если экзамен на площадках не принимается, то автошколы тоже перестанут их использовать. А обучать этим навыкам будут там, где ГИБДД принимает экзамены. То есть на улицах и во дворах. Это психология. Зачем учить тому, что не требуется сдавать?
По словам президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, не понятно, какова цель этого новшества, если нынешняя реформа дает плоды. За три года на 50 процентов сократилось количество аварий с начинающими водителями. Была отстроена система, в которой экзамен - последнее звено во всей цепочке. Если документ будет принят, система рухнет. Кто будет учить пять упражнений, которые принимаются на площадке, если они не прописаны нигде, кроме как в регламенте по приему экзаменов, который отменят?
Что касается выезда на автомагистраль, то эту норму необходимо вводить с отсрочкой, считает Татьяна Шутылева. Ведь необходимо внести изменения в программы подготовки водителей, обучить мастеров обучения.
В общем, отмена площадки на экзамене почти наверняка приведет к ее упразднению и в автошколах. А ведь именно наличие площадки - один из факторов, который сдерживает наплыв мошенников на этот рынок.
Кстати, экзамен на площадке сохраняется для мопедов и мотоциклов. Вероятно, проводить экзамен с ними на дорогах общего пользования пока страшно.