Вице-президент Международной ассоциации прокуроров, бывший замгенпрокурора России Александр Звягинцев рассказал о фильме Константина Хабенского "Собибор". Юрист стал креативным и ассоциативным продюсером картины.
- Когда меня спрашивают, о чем фильм "Собибор", я обычно отвечаю, что он о человеке, который остался человеком в аду, хотя это и невозможно. Ад - это нацистский концлагерь. Не нацисты изобрели концлагеря, но именно они с упоением и педантичностью превратили их в чудовищные механизмы по истреблению людей. Это была огромная система, которая состояла из 14 033 концлагерей, их филиалов, тюрем и гетто, распространенная на все подчиненные нацистами страны. Через них прошло около 18 000 000 человек. Это был один из основных институтов и одно из главных орудий нацистского режима.
В них не просто уничтожали людей. Вся система была пунктуально и "научно" рассчитана на то, чтобы раздавить человека, подавить его дух и волю, довести до такого состояния, чтобы смерть стала желанным избавлением от мучений. Либо чтобы он стремился выжить любой ценой, забыв о всяком достоинстве, был готов пойти на любое бесчестье и унижение, на предательство, подлость и низость, только бы не умереть сегодня.
Есть знаменитая книга "Психолог в концлагере". Ее автор, австрийский ученый Виктор Франкл, прошедший Освенцим и чудом не угодивший в его адские печи, писал потом, что в лагере он выжил только потому, что у него была цель. В его лагерном ужасе был смысл - выжить, чтобы рассказать человечеству о том, что живые с живыми творят, все свои годы в лагере он в уме писал эту книгу. Тех же, кто терял всякую цель, не видел ни малейшего смысла в существовании, неминуемо настигала смерть.
Герой фильма "Собибор", лагеря смерти, куда людей отправляли с единственной целью - уничтожить, советский офицер Александр Аронович Печерский, верил, что и в этом аду можно не сдаться, не ждать покорно, когда тебя уничтожат, а можно восстать против потерявших от крови и безнаказанности человеческий облик палачей. И его вера в это была столь сильной, что его услышали другие. Оказалось, в этой своей вере не одинок. Рядом с ним восстали и другие. Оказалось, что в людях, предназначенных на убой, казалось бы, лишенных способности думать о чем-либо, кроме жалкой похлебки, есть сила духа, есть достоинство, есть вера, что лучше смерть в схватке с врагом.
Восстание в лагере Собибор, завершившееся рывком на свободу сотен изможденных, измученных, но не сдавшихся заключенных, - уникальный случай, единственный. Расправившись с теми, кто остался в лагере в надежде, что их помилуют за покорность, гитлеровцы снесли весь лагерь, сравняли его с землей, превратив в пустынное поле. Ибо восстание, которым руководил Печерский, показало, что даже самая совершенная машина уничтожения может быть разрушена силой духа и воли человека.Вот об этом фильм.
О человеке, жизнь которого обрела смысл. О том, что это по силам людям. Об упрямстве и колоссальной силе духа, о способности не поддаваться самым тяжелым испытаниям, не ломаться даже в нечеловеческих условиях. И у каждого человека есть право и возможность ответить на вопрос, обращенный к самому себе: есть ли смысл в твоей жизни? Смысл, который позволит тебе устоять и сохранить себя. И спросить об этом ты должен сам себя. Ибо больше некому ни спросить, ни ответить.
Напомним, на днях фильм "Собибор" был показан в Совете Европы в Страсбурге.
Кадры из фильма "Собибор"