Очень болезненный вопрос для всех вузов - целевой прием. В Российском педуниверситете им. Герцена за последние годы он вырос на 17 процентов, но не все выпускники возвращаются к своим работодателям.
- Надо предусмотреть ответственность выпускника в таких случаях, - предлагает ректор Герценовского педуниверситета Сергей Богданов.
Еще одно предложение - учитывать специфику регионов при подготовке студентов-целевиков. В Герценовском их всегда очень много. В том числе - с Северного Кавказа, из северо-западных регионов страны. В состав университета входит Институт народов Севера, который готовит кадры для школ 30 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Его опыт учитывается при подготовке всех целевиков для этих регионов. Но по всем остальным студентам, включая Северный Кавказ, Поволжье, вопрос пока открыт.
Как привлечь в педвузы подготовленных мотивированных абитуриентов? Сергей Богданов предлагает восстановить систему педклассов, наладить связи между вузами и колледжами. В лучших школах, лицеях можно открывать базовые кафедры вузов. "Надеюсь, что в санкт-петербургском лицее № 239 скоро появится наша кафедра", - заметил ректор. По его мнению, в состав педвуза обязательно должны входить детский сад, школа, лицей.
Педвузы могли бы активнее участвовать в переподготовке учителей и повышении квалификации. Сейчас этим чаще всего занимаются институты, центры или академии повышения квалификации. Есть еще проблема: уровень оснащения школ иногда выше, чем вузов. "Бывает, выпускники приходят в школу и не могут работать на современном оборудовании", - признает ректор Герценовского педуниверситета.
Ректор Государственного университета речного и морского флота им. Макарова Сергей Барышников предлагает расширить портфолио поступающих и давать дополнительные баллы за учебу в школах юнг и юных моряков.
- В России сейчас 18 транспортных вузов, 5 из них - морские. В нашем университете учится 16 тысяч курсантов. 70 процентов - иногородние, в том числе - из сельской местности. Чувствительный вопрос - подготовка в сельских школах. Мы обучаем механиков-ядерщиков, для нас важна физика, а ее выпускники школ плохо знают и редко выбирают на ЕГЭ, - рассказал Сергей Барышников. Он согласен с тем, что при вузах нужны колледжи, лицеи, где ребят доучивали бы и готовили к поступлению в вузы.
Важный вопрос - психологическая поддержка курсантов. В школах психологи уже есть, нужны они и в вузах. А во время практики, когда курсанты надолго уходят в море, психологи или тьюторы могли бы консультировать их дистанционно.
Низкий уровень преподавания в школах математики, физики, химии волнует почти всех ректоров. Доучивать первокурсников приходится один-два семестра. В Санкт-Петербургском госуниверситете им. Петра Великого открыли не только профильный лицей для 10-х и 11-х классов, где углубленно преподается физика, химия и математика, но и воскресную школу для девятиклассников, где упор сделан на точные науки. Сделать набор в лицей с 9-го класса невозможно. Лицензия на право обучать школьников выдается по ступеням, а это сразу все классы с 5-го по 9-й или с 10-го по 11-й.
Многие вузы готовы проводить при приеме так называемое "входное тестирование", как это делает Сеченовский медуниверситет в профильных классах. Ученики сдают предпрофессиональный экзамен, состоящий из теоретической и практической частей. Вас могут попросить рассказать, как оказывать первую помощь при вывихе, переломе руки, сделать анализ генотипа, определить по картинке вид клетки. Результаты экзамена вуз засчитывает как личные достижения абитуриента.
Право проводить предпрофильное испытание есть у многих вузов. В том числе - педагогических, но решились пока немногие. Одни боятся дополнительных затрат, другие - проверок. Ведь тестирование должно оцениваться по 100-ной шкале и проходить со всеми мерами безопасности, почти как ЕГЭ.
В вузах активно развивается цифровая среда: создаются онлайн-курсы, лекции, оцифровываются библиотеки, появляются общие электронные ресурсы, которые раньше были доступны только единицам.
- Университеты должны открыть доступ к своим ресурсам. Кому? На каких условиях? За прошлый год 3000 исследователей воспользовались ресурсами научного парка СПбГУ. Из них 1200 - не сотрудники университета, а 20 процентов от этого количества - иностранцы. Мы решили так: если к нам обращается государственное учреждение, то доступ предоставляется бесплатно, если частное или иностранное, то за деньги, - пояснил ректор СПбГУ Николай Кропачев.
Он предложил включать в группу экспертов при проверке вузов представителей университетов и расширить список университетов, которым разрешено работать по собственным стандартам.
И, наконец, самый главный вопрос, который волнует ректоров: чему сегодня учить в вузах? Мир вокруг нас меняется стремительно, а высшая школа заметно отстала.
- Если мы говорим, что будущее за 3D-технологиями, надо думать, как готовить таких специалистов. Если будущее за искусственным интеллектом, значит, вузы должны учить этому, - уверен ректор Санкт-Петербургского госуниверситета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов. Но как это сделать, если содержание многих программ высшего образования не менялось десятилетиями, средний возраст преподавателей в вузах - 53 года?