Впервые с 2004 года, когда на "Евровидении" появились полуфиналы, Россия не смогла выйти в финал. Жаль, но и голову посыпать пеплом нельзя. Полезнее учесть уроки. Могла ли Самойлова выступить удачнее? Наш ответ: да! Если бы она учла то, о чем мы сейчас расскажем вам.
Сразу после оглашения итогов второго полуфинала, Юлия Самойлова не пришла в шатер, где изначально была запланирована ее пресс-конференция. Расстроилась, плакала, но нашла в себе силы передать через пресс-службу российской делегации обращение ко всем тем, кто за нее болел. И не только в России. За время пребывания в Лиссабоне у Юлии появилось много португальских поклонников. Были они и в других странах. Именно для них Самойлова записала свое аудио-обращение: "Я хочу поблагодарить всех, кто меня поддерживает, кто болеет за меня, кто переживает. Хочу сказать большое спасибо моей команде, тем, кто со мной работал. Эти две недели были для меня незабываемыми, мы настолько сроднились и стали как большая семья. Нам не хочется расставаться, и все было круто, все молодцы. Это большой и крутой опыт для меня, незабываемый опыт и я буду долго его хранить в своем сердце".
Хорошие правильные и гордые слова человека, не сдающегося обстоятельствам. Они заслуживают уважения.
Усомниться можно только, пожалуй, в том, что "все было круто". Ведь определенные обстоятельства, с которыми и должна была помочь Юлии справиться ее команда, как раз и не позволили нашей певице выступить на "Евровидении" успешнее.
Поклонников могло бы стать еще больше
На "Евровидении" многое решают не только профессионализм артиста, но и симпатии телезрителей. И помогать бороться за них - дело не только конкурсанта, но и его команды. Ведь конкурс этот специфический: за каждого участника имеют право голосовать только в тех странах, которые тоже попали с ним в один полуфинал. И будем справедливы: с жеребьевкой нам не повезло.
Вместе с нами в одну группу попали Украина, Польша, Грузия, а из стран "большой пятерки" добавилась Великобритания. Учитывая политическую обстановку, сложно представить, что вчера кто-то из них голосовал за нас по-дружески. А из стран, попавших в наш полуфинал, мы могли с чуть большей уверенностью рассчитывать скорее лишь на поддержку телезрителей Сербии, Словении и Венгрии.
А ведь мы и сами могли расширить "географию симпатий" к Самойловой. И у Юлии появилось бы больше друзей в разных странах, где потом тоже проголосовали бы за нее и в полуфинале. Даже простив ошибки.
Ради этого и существуют промо-туры. Сергей Лазарев в 2016-м активно разъезжал по Европе: пел, общался, вербовал заранее новых поклонников, которые в итоге за него и проголосовали. Напомним, что тогда по голосованию "зрительского жюри" наш певец очутился на 1-месте. И только "профессиональное жюри" отодвинуло его на 3-е. В этом году у России промо-тура не было, и продвигал Юлию Самойлову в Европе только ее клип I Won’t Break.
Сделан клип был просто, бесхитростно, без каких-либо оригинальных режиссерских или дизайнерских решений. Слишком безыскусно, как говорится, "в лоб". Вот Юля поет в анфас, вот в профиль, вокруг много света. Снять такой ролик мог и школьник-отличник с нормальным компьютером. По числу просмотров на YouTube клип уступал многим соперникам.
Латвийские журналисты рассказывали нам, что сама Юлия в интервью для них (а в Латвии многие интересовались Самойловой и болели за нее) говорила, что и ей клип не очень понравился. Конечно, можно было за апрель ситуацию и улучшить: сделать новые промо, приехать на пред-пати "Евровидения" в другие страны, придумать другие формы продвижения артиста, пока сама Юлия репетировала в Москве.
Не утешительным было и то, что на российскую пред-пати "Евровидения" в Москве 7 апреля впервые прибыли только участники из трех стран: Армении, Азербайджана и Молдавии. Звали ли остальных? Может, стоило провести вечеринку позднее, да и уговорить еще кого-то приехать? В итоге, до конкурса Самойлову знали по не слишком креативному клипу. Что тоже привело к тому, что мы не добрали европейских голосов для выхода в финал.
Конечно, нам не повезло
В Португалии наша команда работала творчески, видно, что все старались выступить успешно. Хотя номер изначально был поставлен не слишком выигрышно.
Юлия Самойлова пела песню искреннюю, пронзительную, душевную. При такой нужно быть рядом со своей аудиторией, добавляя душевности, дружеского тона, желания обменяться теплом. К примеру, если бы Юля сидела рядом с лампой под зеленым абажуром, в уютной атмосфере встречи давних и искренних собеседников, глаза в глаза с ними? Это было бы намного теплее! Предложение такого видеоряда условное, наверняка наши читатели предложили бы для столь сильной песни и много других вариантов.
Режиссер номера Алексей Голубев рассказывал, что возводить на сцене эту трехметровую конструкцию, символизирующую гору, отдельная, не простая история. Все надо было делать очень быстро - за 30 секунд.
В полуфинале все успели. Но представьте, как нелегко любому человеку за полминуты успеть оказаться и наверху этой конструкции, и отдышаться, и войти в образ и начать петь, не сбиваясь с дыхания? Вот и не все получилось у Юли в начале номера.
Да и любой артист вам скажет, что ему нравится петь, глядя в зал, подпитываясь энергетикой от зрителей. А петь им сверху - сложнее: нет контакта с залом.
Кроме того, еще и танцоры находились фактически между Юлией и зрителями. Вспомните другие номера конкурсантов - нигде танцоры не разделяли артиста и зрительный зал, а были эффектным фоном, шлейфом конкурсанта. Небесспорной была и хаотичность, суетность многих хореографических решений. Символизировал ли танец преодоление или борьбу, для многих так и осталось не ясным, о чем в первую очередь и писали журналисты. Да и букмекеры ставили Юлию то на обидное 26-е, то на 27-е место. Никогда еще российским участникам эксперты не сулили столь низкий результат! Конечно, Юлия Самойлова в этом не виновата. И поэтому видеть ее слезы после оглашения результата было особенно больно.
Кто поет громче
Еще на первой репетиции было заметно: голоса бэк-вокалистов и самой солистки звучат недостаточно слаженно. То ли ушные мониторы виноваты, то ли саунд-продюсер, но бэк-вокалистки, как показалось, тянули одеяло на себя. И порой "бэки" было слышно громче, чем Самойлову. Именно поэтому музыкальный продюсер в делегации на конкурсе необходим. И во многих командах они были. Филиппа Киркорова за его номер с молдавским трио, например, не в чем упрекнуть - справился великолепно. И звук у DoReDos выстроен почти идеально, и каждый из присутствующих на сцене четко выполнял свой маневр.
Причем, первая репетиция наших артистов, кажется, мало чему научила. Некоторые "разночтения" при исполнении в полуфинале ведь были слышны уже тогда. И даже "невооруженным ухом" обычного меломана. Но выводов сделано не было.
После того, как Россия вылетела с "Евровидения", руководитель российской делегации Юрий Аксюта мужественно и стойко принял удар на себя. Сказал, что продюсер Самойловой - он. Прямо скажем, от этого не очень полегчало при осмыслении неудачи. Специалист Аксюта действительно классный, его знают и ценят и по заслугам на "Европе плюс", и при создании радио "Хит-FM", да и проекты "Фабрика звезд" и "Голос" у него всегда удавались почти безупречными. Музыку и шоу-бизнес он знает досконально.
Однако "Евровидение" - процесс хлопотный, суетный, многое здесь кроется в нюансах, обертонах, полутонах. Да и артисты, журналисты, фанаты кругом, каждый день репетиции и организационные хлопоты - дел вокруг очень много. За всем разве уследишь? И, очевидно, что на "Евровидение" надо ездить отныне уже и с музыкальным продюсером - человеком, который будет занят только звучанием, работой на сцене и музыкальным воплощением номера.
Самойлова могла и пройти в финал
Мы в этом почти уверены, так как перечисленные не очень удачные моменты компенсировались высоким качеством песни и ее аранжировки. При этом и сама Юлия в Лиссабоне, в общем-то, не растерялась. Мы и режиссера Алексея Голубева не корим. Он щедр на идеи, предлагал разные варианты номера, но в итоге утвердили именно тот, который все и увидели во втором полуфинале.
Главное же, что помешало Юлии выйти в финал - ужасный крупный план, который выхватили португальские телевизионщики: в середине песни Самойлова вдруг закрыла рот, хотя песня продолжала звучать. Пели бэк-вокалистки, а вокальный диапазон у них схожий. Длилось это пару секунд, а затем Юля снова продолжила петь. Но именно этот кадр, очевидно, и запомнили многие телезрители. И в итоге они не проголосовали за нашу певицу. В этом не было никакой политики, ведь и зрительный зал поддерживал Самойлову очень воодушевленно. Но замолчать посреди песни - случай удручающе шокирующий. Отчего случилась такая промашка? Сама Юлия сказала, что забыла в тот момент слова. Вот и возникла как говорят на радио "дырка в эфире".
Один из нас долгое время работал диджеем на популярных FM-радио и знает, чему учат программные директора: когда ведущий оговорится - надо продолжать говорить, но потом обязательно извиниться. Вот если бы Самойлова так и поступила: повинилась после песни и попросила прощения за то, что забыла слова, благожелательный зал бы, возможно, принял Юлю и простил. Почти уверены, что и телезрители. Но она так не сделала. А отчего забыла слова? Очевидно, переволновалась. Это значит, что в команде не хватало, ко всему прочему, и психолога - человека, который мог бы успокоить и настроить нашу певицу на борьбу в "Евровидении".
Но в итоге получилось то, что получилось. Надо делать из поражения мудрые выводы и двигаться дальше. Только и всего.
Второй полуфинал международного конкурса "Евровидение-2018" в Лиссабоне