16.05.2018 21:34
Общество

Помогает ли беседа со священником отказаться от аборта

Помогает ли беседа со священником отказаться от аборта?
Текст:  Анна Скрипка (Белгород)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №105 (7568)
"Разве это законно?" - вопрос, адресованный всем и каждому, прозвучал в Сети после того, как в одном из телеграмм-каналов распространили фото "обходного листа" беременной белгородки, решившей сделать аборт. Автор поста, выложивший снимок, обратил внимание, что перед операцией женщине необходимо собрать подписи участников специальной комиссии, в состав которой включен и "представитель епархии", - напротив этих слов тоже предусмотрели место для подписи.
Читать на сайте RG.RU

"А говорят, у нас Церковь отделена от государства", - отметил автор поста. Тут же новостные ленты запестрели заголовками о том, что белгородок заставляют перед абортом побеседовать со священниками. Впрочем, как признались позже некоторые участники дискуссии, дело совсем не в "обходном". Просто весь этот шум вновь затронул болезненную тему абортов в частности и свободы распоряжаться своим здоровьем в целом.

Если женщина все-таки решилась на аборт, то никто не может запретить ей это

"РГ" попыталась разобраться в ситуации.

Сказать о том, что в Белгородской области направлять на беседу со священником стали только что, нельзя. Для местных жительниц это уже давно привычный факт. Вообще, священник в школе на линейке, выпускном, в больнице среди "тяжелых" и, наконец, в женской консультации - не редкость, а привычная фигура.

Патриарх: Усилия государства и церкви сократили число абортов в РФ

К слову, в последнем случае это чаще всего матушки: кто может побеседовать с женщиной лучше, чем другая женщина... Позиция же Церкви по вопросу абортов давно известна. О том, что медики называют эмбрионом и плодом, священники говорят как о живой душе, загубить которую даже на самом маленьком сроке - грех детоубийства.

Вести вот такие доверительные разговоры - а это называется именно так, а никак не "консультация" или "разрешение" - здесь начали несколько лет назад, уже и не вспомнить, когда именно. Но это не значит, что всколыхнувшее Сеть фото можно оставить без внимания.

Региональный департамент здравоохранения и социальной защиты поспешил всех заверить: мол, нет никакой обязательной подписи священнослужителя. Хочет женщина поговорить с духовным лицом - пожалуйста, нет - ну что ж поделать.

Право на такую операцию, которая, к слову, оплачивается из страхового фонда, есть у каждой.

"В направлении повышения рождаемости по своим планам работают общественные и религиозные институты, - говорится в официальном сообщении депздрава. - На уровне медицинской организации работают психологи, которые помогают женщинам в решении проблемы. Общая задача - помочь женщине в этой непростой ситуации, если у нее есть какие-либо сомнения. Если женщина все-таки принимает решение сделать аборт, то ей не может быть отказано в прерывании беременности. Отметим, что жалоб и обращений на то, что в какой-либо медицинской организации потребовали письменное подтверждение о прохождении консультаций в общественной или религиозной организации, зафиксировано не было".

600 тысяч абортов зафиксировано в России в 2017 году (эта цифра включает в себя и выкидыши, которые называют самопроизвольным абортом)

Чиновники также добавили, что только в прошлом году благодаря таким мерам от абортов отказались 488 женщин, в целом же статистика операций по прерыванию беременности сократилась почти на 20 процентов по сравнению с 2015 годом. К этим фактам можно добавить еще и социальные выплаты, которые полагаются попавшим в сложную ситуацию будущим матерям, а также сеть социальных гостиниц, где могут найти приют не только женщины, но и их дети.

Между тем

Белгородское врачебное сообщество заговорило об абортах как о ненавистной части работы, которая расходится с внутренними принципами и убеждениями медика, чье призвание - сохранять жизнь и здоровье. Врачи подчеркивают, что в российском законодательстве есть норма, которая позволяет отказываться от проведения таких манипуляций, однако не все коллеги об этом знают и не все пользуются таким правом.

Прямая речь

Две женские истории

- Я не знаю, насколько это правильно, - говорит белгородка Ирина Иванова (свои имя и фамилию женщина попросила изменить). - Я, можно сказать, не причисляю себя ни к противникам, ни к сторонникам абортов, потому что моя ситуация сложнее. У меня было семь таких операций. Все - по медицинским показаниям. И вот последний раз, когда врачи мне вновь сказали: "Прервать, а то умрешь", иду по коридору, слезы градом, а навстречу матушка летит со словами: "Детка, не убивай невинное дитя". Я не выдержала и нагрубила ей. А оказалось, она меня перепутала с другой женщиной. И такое бывает. Но легче мне не стало.

Жительница области Евгения Александрова тоже согласилась поделиться своей историей.

Дмитрий Дегтярев: Термин "недоношенность" не нужно привязывать к весу

- У меня трое детей, и всех я очень люблю, - говорит она. - Но память о том, первом, нерожденном, дает о себе знать так часто, что хоть плачь. Я тогда молодая была, дурочка, замуж выскочила, и в нашей молодой семье двух любимых мамами детей начались элементарные бытовые проблемы. Муж даже не знал, что я ребенка жду, а я, обидевшись по какому-то пустячному поводу, подумала: разведемся скоро, какие тут дети... И сделала это. Теперь сидит наша малышня за столом, а я подсчитываю, сколько бы было тому, первому, уже б в средней школе учился... Вы говорите - церковь, государство, грех и права человека... Знаете, это пустые разговоры. Тогда со мной никто не беседовал, и я молчала. Ни маме, ни подругам. И никто мне не сказал, как это больно, причем даже физически, наркоз не вечен. Что со мной теперь - я уже говорила, и что уж таиться - последствия моего поступка не так и страшны, как у других. Сколько теперь мучаются после такого - родить не могут? Так что все это не про государство и не про церковь - это про наших детей, наши семьи и наше же здоровье. Ведь психика, говорят, тоже часть организма, а какие-то ученые даже душу взвесили. Так о чем спор? О том, можно ли отправлять на чистку малолетних дурочек, стоит им только захотеть, поддавшись настроению? А потом пусть расхлебывают: мол, это же их решение. Решение вроде как взрослых людей, право имеющих. Да только это иллюзия, и не надо говорить, что такая операция, как педикюр: убрал ненужное, и все прекрасно. Потому что это вранье.

Религия Семья и дети