Гости съехали. Ведь хозяева обозначили особенности нового "прифронтового" противостояния.
Как избавиться от радикала
- Новая данность такова, - считает руководитель Центра исламоведческих исследований АН Татарстана Ринат Патеев, - что, с одной стороны, мода на "правильный" ислам из "светлого" далека проходит. В условиях открытости границ люди видят разницу между исламом и карикатурой на него. С другой стороны, информационное общество стремительно развивает высокие технологии. Стремительность имеет издержки - сети дают возможность для распространения радикальных взглядов в виртуальном пространстве, что создает систему угроз. Тут надо признать: радикализм и экстремизм нельзя победить навсегда, их надо побеждать регулярно и терпеливо. Системно.
Проявлением начала системного противостояния и стало "прифронтовое" мышление жителей двух татарских деревень Нижнекамского района.
Однако традиционность мусульманских сообществ оборачивается их медлительностью. Например, выставить гостя, даже если он экстремист, считается "не по-мусульмански". Как итог, по данным Антитеррористического центра СНГ, свыше 6 тысяч граждан СНГ завербованы в террористическую организацию ИГИЛ-ДАИШ (запрещена в России. - Прим. ред.) как боевики и еще примерно 3-4 тысячи членов их семей - детей, жен, братьев и сестер.
Как не попасть в "земной рай"
- Радикализм молодеет, - признает Геворг Минасян, старший инспектор Антитеррористического центра СНГ. - Его средний возраст уже не 27 лет, как в 2010-2012 годах, а 23 года, нижний порог не 17-18 лет, а 12-13 лет. Меняются и формы вербовки. Раньше вербовщики охотились за студентами, связанными с военным делом и добычей нефти (химики, военные, медики). Сегодня в группе риска школьники - те, что страдают от неразделенной любви, преследования одноклассников или кто критикует в сетях политику своих государств.
Ответом вербовщикам, меняющим тактику, стала электронная книга "Страшная сказка ДАИШ". Она дает рекомендации близким и родным, как уводить детей от ловцов душ. Написанная в формате молодежных "речовок" ИГИЛ-ДАИШ (запрещена в России. - Прим. ред.), книга едко издевается над "земным раем" ИГИЛ (запрещена в России. - Прим. ред.). Любая "речовка" - "Жизнь боевика ДАИШ (запрещена в России. - Прим. ред.) рассчитана на два месяца" или "Не сметь называть стадо террористов исламским государством" - обосновывается цифрами и фактами. Книга - кость в горле для негативных активистов социальных сетей и мессенджеров на арабском языке.
Как не отдать ислам радикалам
В ответ экстремисты опять меняют тактику. Пять лет назад возрастной ценз пользования сетями начинался с девяти лет. С 2015 года - с шести лет. То есть период обучения чтению и письму - это еще и период другой "учебы": через игры в сетях дети привыкают к тому, что онлайн-смерть условна, а жизнь легко "перезагрузить", что девальвирует смерть в глазах детей. Чем и пользуются вербовщики.
- Спасает секулярное образование, - делится опытом депутат Госсовета Татарстана Римзиль Валеев. - Надо смелее соединять образование с воспитанием, в том числе воскресное религиозное образование и интернет. Мы объясняем детям, что как реальность не виртуальна, так и сеть не анонимна. Кстати, в Татарстане и на Кавказе, где дети ходят в мечеть и воскресные исламские школы, не фиксируется подростковая жестокость, когда девочки убивают девочек или мальчики истязают брата по вере. Это подсказка - воспитание через религию. Боязнь Бога дает табу на убийство, табу на суицид. И это еще подсказка - зачем изучать традиционные религии в школе.
Правда, опыт "утечки умов" научил Татарстан тому, как важно религию учить дома, что еще один элемент перезагрузки противостояния радикалам.
- Наш подход - прежде, чем получать богословские знания за рубежом, сначала надо овладеть азами ислама дома, что дает прививку от сектантства, - говорит первый заместитель Духовного управления мусульман России Рушан Аббясов.
Так прифронтовое противостояние умов научило мусульман пяти составляющим, как "отобрать" ислам у радикалов, - это игра на опережение в образовании, законодательстве, религии, информационной политике и экономике. Их взаимосвязь и дает желание людей противостоять попыткам искажения их мышления.