23.05.2018 20:08
Общество

Что нужно сделать, чтобы уральская молодежь знала местных писателей

Интересуется ли молодежь уральской литературой и что нужно сделать, чтобы местных писателей знали и читали
Текст:  Юлия Мякишева (Свердловская область)
Российская газета - Неделя - Урал: №111 (7574)
Мне 20 лет. Всю жизнь я сталкиваюсь с утверждением, что мое поколение не читает. Своим примером я пыталась опровергнуть этот миф, пока случайно не попала на "круглый стол" с уральскими литераторами, где поняла, что из местных авторов я читала лишь пару поэтов.
Читать на сайте RG.RU

Выводы участники "круглого стола" сделали такие: уральские писатели непопулярны из-за недостаточного финансирования и отсутствия программы поддержки литературы. По мнению председателя правления Екатеринбургского отделения Союза писателей России Евгения Касимова, выпуском книг свердловских литераторов должны заниматься не менее трех государственных издательств.

Психиатр рассказал, когда селфи становится болезнью

Чтобы узнать, как привлечь внимание молодежи к местным авторам, я опросила студентов журфака и филфака УрФУ. Вот самые креативные предложения: создать писательское объединение наподобие Свердловского рок-клуба у музыкантов, снимать писателей в рекламе, наконец, просто-напросто разыгрывать и дарить книги. Другие идеи не новы - книжные фестивали, встречи с писателями в библиотеках, создание читательских клубов, чтобы общаться с литераторами в неформальной обстановке. Но, видимо, об этих формах продвижения мало кто знает, потому что каждый второй студент говорил о необходимости проводить большие маркетинговые кампании.

- Нужно ли продвигать уральских писателей? Кто и как это должен делать? - спрашиваю у писательницы Анны Матвеевой.

Анна Матвеева: Я не считаю, что следует как-то отделять уральских писателей от общероссийских. Самое главное - быть хорошим автором и писать о своей малой родине. Сделать так, чтобы книжка попала к читателю, - задача литературного агента, а также издателя. Некоторые из них просто выпускают книгу и ставят ее на полку. А есть те, кто действительно занимается продвижением. Выдвигает произведения на престижные премии, например. В провинции многое зависит от местных министров культуры. Если они любят литературу, это видно: в регионе проводят книжные фестивали, встречи с писателями, библиотечные фонды пополняются новинками.

Жюри британской юмористической литературной премии не нашло смешных книг

То есть создавать писательские сообщества нет необходимости?

Анна Матвеева: Литература - дело личное, интимное. Объединения, мне кажется, только мешают, вредят творческому процессу. Писателям не нужно собираться, как, например, художникам, для обмена идеями. Думаю, эти сообщества уже исчерпали себя. Я состою в Союзе писателей, но чисто номинально: меня спрашивают, что я в этом году сделала, я рассказываю, но моя продуктивность и успешность никак не зависят от участия в работе союза. Литераторы отличаются от прочих творцов тем, что над ними никого нет. Они ничего никому не должны, а значит, не должны ни от кого ждать помощи.

Что может сделать писатель для популяризации своих книг?

Анна Матвеева: Повторю: от автора требуется одно - писать хорошие книги. Меня часто зовут выступать в библиотеках, школах, институтах, книжных магазинах, арт-пространствах. Я стараюсь не отказывать. Договариваюсь с представителями издательства, чтобы они привезли книги и продавали их на встречах. Хорошие мероприятия устраивают в библиотеках. Они работают гораздо лучше, чем книжные магазины, как ни странно. В библиотеки приходит подготовленная публика. Сотрудники в основном любят литературу и прекрасно знают, кого представляют. Я рассказываю о своих книгах на встречах с читателями везде, куда могу добраться, приехать на машине. А какие еще бывают методы продвижения? Не скандалы же устраивать.

В книжке для детей российского издательства Россию назвали "оккупантом"

Финансовая поддержка способна повысить узнаваемость писателей?

Анна Матвеева: Не все измеряется деньгами. Писателям они порой даже мешают. Конечно, это здорово не думать о том, где бы тебе заработать. Прожить на гонорары невозможно, во всяком случае такому писателю, как я. Мы все работаем кем-то еще. Но я не могу представить, чтобы мне платили деньги только за то, что я писатель. Если так будет, литераторы, возможно, перестанут писать. Мы должны каждый день усаживать себя за письменный стол. Понятно, мы не про деньги при этом думаем. Да, хотелось бы, чтобы были серьезные гонорары и достойные проценты с продаж. Работай лучше - все будет рано или поздно.

Проверено на себе

Было бы странно писать об уральской литературе, не имея о ней представления. В качестве эксперимента я прочитала шесть книг разных авторов. Единственное, что их объединяет, - писатели живут или жили на Урале. Я решила проверить, способны ли книги местных писателей заинтересовать молодого человека, то есть меня.

Итак, на моей полке оказались: Евгений Касимов "Казино доктора Брауна"; Владимир Сутырин "Москва-Аляска"; Алексей Сальников "Петровы в гриппе и вокруг него"; Анна Матвеева "Девять девяностых"; Игорь Сахновский "Человек, который знал все" и Ольга Славникова "2017". Больше всего мне понравились "Петровы в гриппе...", "Девять девяностых" и "2017", несмотря на то что последнюю книгу я читала дольше остальных и не сразу привыкла к языку автора. Меньше - "Москва-Аляска" и "Человек, который знал все". Сборник "Казино доктора Брауна" оставил противоречивые чувства: он интересный, задает много вопросов, отвечать на которые нелегко.

За чем россияне и белорусы идут в библиотеку

Мне кажется, вдвойне интересно наблюдать за персонажами, которые живут на тех же улицах, ездят в тех же автобусах, что и я. А в "2017", например, сносят телебашню. Знаете, как на это реагирует вымышленный Екатеринбург?

При выборе книг я ориентировалась на литературные премии. "Петровы в гриппе" засветилась во множестве списков, а местные СМИ написали о ней столько новостей, что было бы странно обойти ее стороной. Мне кажется, у автора получилось проникнуть в молодежную субкультуру.

К тем предложениям, что высказали мои сверстники в ходе опроса, я бы добавила одно. Каждый год университеты региона выпускают классных специалистов, изучавших издательское дело, дизайн, маркетинг, пиар. Многие из них готовы работать на свое портфолио за небольшие деньги. Среди выпускников и студентов можно провести конкурс на лучшую рекламу, сайт, игру по мотивам книги, страницу в соцсетях. Это помогло бы решить несколько проблем: книгу прочитают, о ней узнает молодежь, а кроме того, автору не помешает свежая идея для продвижения.

Кстати

Как рассказали в департаменте информационной политики Свердловской области, в регионе на 2018 год запланировано несколько программ, направленных на повышение интереса к чтению: пополнение библиотек новинками литературы, установка передвижных библиотечных пунктов, фотопроект с участием знаменитостей, а также создание приложения для поиска друзей по литературным предпочтениям.

На заметку

Пять самых популярных у студентов уральских прозаиков:

• Алексей Иванов

• Владислав Крапивин

• Илия Майко

• Анна Матвеева

• Борис Долинго

Самое полное собрание книг уральских авторов хранится в библиотеке имени Белинского в Екатеринбурге. Информацию о писателях, которые жили и работали в столице Среднего Урала, а также об их произведениях ищите на сайте литература.екатеринбург.рф в разделе "Писатели".

Семья и дети Образование Литература Свердловская область Урал и Западная Сибирь