Духовный лидер и руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи поручил атомщикам начать подготовку к обогащению урана до уровня 190 тысяч ЕРР (единица работы по разделению изотопов. - "РГ"), а также быть готовыми к любым дальнейшим указаниям руководства страны. Ирану потребуется от одного до двух месяцев, чтобы выйти на этот уровень, существовавший до заключения сделки в 2015 году. Замруководителя Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Бехруз Камальванди сообщил, что Тегеран уже во вторник уведомил Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) о начале наращивания мощностей по производству UF4 и UF6 (тетра- и гексафторид урана).
Кроме того, в Тегеране располагают возможностями для ускорения производства центрифуг, используемых для обогащения урана.
Хаменеи дал понять, что пока Иран не намерен нарушать свои обязательства в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе, но не пойдет этим курсом и дальше, если остальные участники не смогут обеспечить экономические выгоды, предусмотренные сделкой. Он указал, что Иран "не может одновременно находиться и под ядерным надзором, и под санкциями".
Ограничение мощностей по обогащению урана было добровольным шагом Тегерана, призванным показать добрую волю к соблюдению СВПД и продемонстрировать мирный характер своей программы.
Заявления Хаменеи едва ли адресованы Вашингтону, который для себя уже все решил и действует напористо, полностью игнорируя мнение не только Ирана, а всех союзников и международных институтов. Госсекретарь США Майк Помпео недавно дал понять, что претензии к Ирану далеко не ограничиваются его ядерной программой. Вашингтон требует от исламской республики масштабной корректировки внешне- и внутриполитического курса, что большинство экспертов называет утопией.
Скорее Тегеран таким образом посылает сигнал европейским столицам, которые пока декларировали готовность сохранить СВПД. Аятолла предупредил Европу, что ей не следует думать, будто Иран будет придерживаться сделки, если та не выступит против выхода США и возобновления американских санкций. Хаменеи также заявил, что, несмотря на старания противников, Тегеран не намерен отказываться от своей ракетной программы.
Европейским фирмам, работающим с Ираном, грозят санкции США, даже несмотря на то, что их собственные правительства решили сохранить сделку. Например, под вопросом оказалась судьба контракта авиакомпании IranAir, заказавшей около 200 самолетов у западных компаний, включая европейскую Airbus и ATR. Они используют комплектующие из США, а потому для экспорта своей продукции нуждаются в американской лицензии. Минфин США грозил отозвать лицензии на поставки самолетов Ирану, отведя производителям на это 90 дней.
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев в интервью агентству "Интерфакс" попенял европейцам за то, что те пытаются усидеть на двух стульях - и согласиться с США по недочетам СВПД, и сохранить соглашение. По его оценке, Хаменеи по сути призвал европейцев сообща противостоять американским санкциям и гарантировать операции Ирана в европейских банках.