07.06.2018 21:12
Власть

Потребители смогут защищать свои права в режиме онлайн

Потребители смогут защищать свои права в режиме онлайн
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №124 (7587)
Заместитель министра юстиции России Денис Новак сообщил, что ведомство прорабатывает вопрос создания специальных интернет-площадок, на которых потребители могли бы защищать свои права в режиме онлайн.
Читать на сайте RG.RU

Простой пример: задерживается рейс самолета. Что делать утомленному пассажиру? Сегодня подчас остается только выкладывать гневные ролики в Сеть, так как нередко сотрудники авиакомпаний (не всех, а некоторых) вдруг принимают позы бездушных истуканов. Ни помощи, ни даже сочувствия не дождешься.

Должников будут искать сыщики уголовного розыска

Но интернет можно использовать не только для того, чтобы выпустить пар. Современные технологии позволят пассажиру, не вставая с чемоданов, подать жалобу, благо интернет в телефоне давно не диво, и добиться компенсации. Дело за малым - только организовать такие платформы.

Как заявил Денис Новак, рабочие группы, созданные в рамках правительственной программы развития цифровой экономики, сейчас серьезно прорабатывают в том числе данный вопрос. Более того, по его мнению, больших изменений в законодательстве для этого скорее всего не потребуется. Ведь уже существует так называемый претензионный порядок. Многие процедуры урегулированы.Только сейчас надо подавать, как правило, бумажные жалобы. А завтра начнем ругаться - в юридическом смысле - с помощью Сети. О новых проектах заместитель главы ведомства рассказал на заседании Международной школы молодого юриста.

Предполагается, что создавать такие платформы должны сами поставщики товаров и услуг. Например, те же авиакомпании. Бояться, что такие сайты будут также отфутболивать людей, как это делают порой нечуткие сотрудники, не стоит. Если "платформы жалоб и предложений" будут рассматривать споры для проформы, считая клиента априори неправым, то фирмам будет только хуже. Так потом им придется заплатить намного больше: суд в дополнение ко всему взыщет с них штраф в пользу клиента.

Возможно, на таких платформах боты станут готовить макеты решений, но последнее слово будет за человеком

Онлайн-площадки помогут решать споры и, например, с интернет-магазинами. Как полагает Денис Новак, предприниматели также заинтересованы в развитии подобных платформ. Ведь это позволит им сократить издержки. Если какие-то компании или магазины смогут предоставить своим клиентам алгоритм, заслуживающий доверия и предоставляющий решения, близкие к тому, которые выносят традиционные суды, то и судебных процессов будет меньше. Более того, это привлечет новых клиентов: если фирма отвечает за свои дела, с ней можно связываться.

Ключевой момент: платформы позволят рассматривать споры, но решать, кто прав, кто нет, в конечном счете будут люди, а не роботы. В целом в рамках прошедшей в Москве Международной школы-практикума молодых ученых-юристов "Право в условиях цифровой реальности" прозвучало немало новостей буквально из кабинетов законодателей и чиновников, участвующих в подготовке важных инициатив. Традиционный форум провел Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России.

Минюст предложил установить электронные очереди для адвокатов

Как заметила директор института академик РАН Талия Хабриева, на фоне технологизации и роботизации юридической деятельности многих юристов тревожит судьба юридической профессии. Существует множество прогнозов - от самых пессимистичных до вполне оптимистичных. Юристы ведут дискуссии об использовании роботов в своей профессии, напомнила академик Хабриева. "Компьютеры могут выполнять ряд типовых юридически значимых процедур, в том числе подготовку различного рода документов, и стать, следовательно, эффективным помощником юриста, - говорит она. - Первые попытки функционирования роботов-юристов уже есть и в России. Однако возможности использование роботов в юридической профессии все же ограничены серийными операциями. Для выполнения творческого труда юриста робот в обозримом будущем едва ли способен заменить человека. Юридическая деятельность - это искусство!" Участник конференции адвокат Юрий Коршунов согласился с тем, что в сфере правосудия возможно частичное применение искусственного интеллекта в качестве вспомогательных технических и справочно-информационных систем его обеспечения. Но, по его словам, судью программы не заменят.

Задать вопросы лучшим экспертам и чиновникам, а также воспользоваться обширной базой знаний можно и на платформе "РГ" в специальной рубрике "Юрконсультация"
Гражданское право Минюст