Новый лучше старого
Благодаря масштабной программе капремонта к началу этого года в городе не осталось лифтов старше 25 лет. Но время идет, и к этому сроку приближаются новые подъемники. Ремонтировать их после стольких лет службы не только малоэффективно, но и опасно, так как изнашиваются ключевые узлы и детали. "Поэтому мы будем и дальше вовремя обновлять лифтовое хозяйство, меняя подъемники точно в год окончания срока их эксплуатации", - подчеркнул на днях мэр Сергей Собянин, посетив один из филиалов "Мослифта".
Новые подъемники, как правило, цельнометаллические, и им не грозит никакой пожар. Помимо безопасности своевременное обновление лифтов решает и массу других задач. Согласитесь, куда приятнее плавно подниматься вверх в красивой комфортной кабине, когда к тому же объявляют, какой уже этаж. Да и двери в таких подъемниках никогда сами не закроются, а лифт не двинется с места, если в их проеме оказался человек или любое другое препятствие - даже собачий поводок. К тому же электроэнергии современные лифты расходуют на 30-40 процентов меньше по сравнению с их предшественниками.
Пытаются проектировщики предусмотреть и действия вандалов - поджечь кнопки или разбить плафон в лифте стало очень непросто. А благодаря увеличенной грузоподъемности новые кабины могут взять больше людей, чем прежде, даже колясочников. Последнего удалось добиться за счет расширения дверей. Это позволило втиснуть лифты в типовые советские шахты жилых домов, но сделать проемы достаточными для заезда инвалидной коляски.
Сделано в Москве
Новые лифты для столичных многоэтажек делают в России, причем нередко в самой столице. Предприятие "Мослифт", к примеру, обслуживает в городе порядка 70 тысяч лифтов и по этому показателю входит в пятерку крупнейших лифтовых компаний Европы. Помимо обслуживания, оно и производит современные кабины. В одной из последних моделей есть даже видеосвязь с диспетчерской - нажимаешь кнопку, и диспетчер тебя не только слышит, но и видит.
Как рассказали "РГ" в фонде капремонта, помимо "Мослифта" подъемники для московских домов изготавливают Карачаровский механический и Щербинский лифтостроительный заводы. Абсолютное большинство комплектующих для лифтов - тоже отечественного производства. Гарантия на подъемники действует пять лет с момента установки.
На случай отключения электроэнергии в новых кабинах загорается аварийное освещение, так что ждать бригаду ремонтников в темноте больше не приходится. Предусмотрена и защита от хулиганов, которые любят забираться в шахту с работающим лифтом. Если открыть двери в шахту, пока кабина стоит на другом этаже, она сразу же отключится.
Жильцов домов, где новые лифты уже установили, радует и их бесшумный характер. От лязганья самих кабин и оборудования в машинных отделениях прежде страдали особенно обитатели верхних этажей. В доме N 4, корпус 401, в Северном Чертанове, где старые лифты заменили еще в конце 2016 года, жители до сих пор не могут поверить своему счастью.
Чем выше, тем дороже
Почти в 22 тысячах московских жилых домов сейчас работает более 112 тысяч лифтов - почти четверть лифтового хозяйства страны. Причем 65 процентов московских многоэтажек - выше 10 этажей.
Все лифты в городе включены в региональную программу капремонта - посмотреть точные сроки замены подъемников можно на портале repair.mos.ru. В этом году в Москве планируют заменить 2,6 тысячи лифтов в 562 домах, а до конца 2020 года в планах обновить 7 тысяч подъемников.
Замена лифта - одна из самых дорогостоящих статей в капремонте. Она обходится обычно в 1,5 - 4 миллиона рублей в зависимости от размеров, грузоподъемности и других факторов. Дороже всего получается в высотках - лифт для 27-этажной башни будет стоить как раз под 4 миллиона.
Срок службы новых подъемников, как и раньше, 25 лет, на монтаж их уходит от 45 до 75 дней. "Для удобства жителей при наличии в подъезде двух и более лифтов, подлежащих замене, работы ведутся поочередно", - рассказали "РГ" в фонде капремонта Москвы.
В прошлом году среднее время освобождения пассажиров из застрявшего лифта в Москве составило 19 минут при нормативе в полчаса - это время проходило от момента получения сигнала диспетчером.
Что в обязательном порядке должно быть в новых лифтах в Москве:
инфракрасные датчики, которые не дают дверям закрыться, если в проеме находится препятствие - человек, груз или даже поводок для собаки;
энергосберегающее светодиодное освещение;
лебедка с частотно-регулируемым приводом, обеспечивающая плавность движения и экономию электроэнергии;
поручни в кабине, кнопки со шрифтом Брайля, голосовое или звуковое оповещение о прибытии на этаж;
антивандальная защита;
по возможности - расширенный дверной проем до 800 мм - для комфортного доступа в кабину пассажиров с инвалидной или детской коляской.