13.06.2018 20:02
Власть

Уральские юристы научили бизнес работать с авторами без риска

Как бизнесу свести к нулю риски при передаче авторских прав
Текст:  Михаил Кузьмин (Челябинская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №127 (7590)
Все чаще предметом судебного спора становится нарушение авторских прав в сфере рекламы и пиара. Не разбираясь в этом вопросе, бизнес нередко несет серьезные финансовые и репутационные потери. Между тем, выполнив все требования закона, их можно избежать.
Читать на сайте RG.RU

Идея беззащитна

Главная сложность, по мнению экспертов, кроется в том, что авторство в отличие, скажем, от прав на изобретение не требует обязательной государственной регистрации. Поэтому доказать его сложнее. В частности, авторские права не распространяются на идеи: если кто-то использовал вашу творческую находку в собственной интерпретации, к ответственности его не привлечешь.

На Урале фермеры отказались от субсидий из-за нехватки бухгалтеров

Челябинское рекламное агентство в 2016 году получило техническое задание на производство рекламного ролика для крупного агрохолдинга. Стоимость работ заказчик оценил в 250 тысяч рублей. Агентство их выполнило, но вместо денег получило ответ, что конкурс оно не выиграло и созданный рекламный ролик в работу не берут. А спустя несколько месяцев в СМИ начали крутить ролик агрохолдинга, снятый точно по сценарию челябинцев. Агентство обратилось в суд. В итоге стороны заключили мировое соглашение, по которому права на ролик переходят агрохолдингу в обмен на компенсацию - 300 тысяч рублей.

Такой исход можно считать удачным, потому что, по словам управляющего партнера юридической компании Сергея Гаврюшкина, представлявшего в суде рекламное агентство, спор мог и затянуться на несколько лет ввиду сложности доказывания принадлежности авторских прав истцу.

- Мы представили в суд сценарий и заявили, что ролик снят именно по нему, - рассказывает юрист, - но и оппонент мог представить свой сценарий, еще и датированный днем ранее, и утверждать, что получен он не от истца или что был доработан, и в результате - это уже другой продукт.

Творчество и документы

Споры по защите авторских прав с участием рекламных и пиар-агентств - явление нередкое. Такие компании, как правило, созданы творческими людьми, которые часто пренебрегают документальным оформлением прав на объекты интеллектуальной собственности. Между тем авторские права бывают не только имущественные (на продукт), но и неимущественные - скажем, объектом считается имя автора. Нарушение и тех, и других карается и влечет компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Кроме того, нарушителю могут грозить существенные репутационные риски.

Утверждение, что все, сделанное работником в рамках должностных полномочий, является собственностью работодателя, - ловушка, в которую попадали и попадают многие фирмы

- Например, известная компания выполняет заказы для крупных брендов. Но в какой-то момент она "плохо расстается" со своим работником (дизайнером, фотографом), который обращается в суд. В исковых требованиях он  указывает, что фирма нарушает его авторские права на объекты, казалось бы, созданные в рамках трудового процесса, - рассказывает Гаврюшкин. - Затем тот же человек может обратиться с иском о нарушении авторских прав уже к клиентам компании. То, что между бизнес-структурами заключен договор, его не волнует: он своего согласия на передачу прав не давал. А дальше он обратится в ФАС, которая признает использование чужого объекта интеллектуальной собственности недобросовестной конкуренцией и запретит компаниям использовать изделия физического лица.

В нерабочее время

А вот юридическое лицо автором быть не может. Но мало кто, заключая с фирмой договор на разработку интеллектуального продукта, это сознает.

Так, две челябинские фирмы заключили между собой договор на создание корпоративного сайта. После передачи работы обнаружилось, что в Курске появился сайт с таким же контентом. Заказчик обратился в суд с иском к курской компании, но доказать свое авторство не смог: для защиты авторского права договора между юридическими лицами недостаточно.

Адвокатам разрешат получать долю от выигранных исков

Чтобы не наступить на те же грабли, до передачи прав на интеллектуальный продукт заказчику отношения с разработчиком (автором изделия) должны быть оформлены правильно внутри компании-исполнителя. А утверждение, что все, сделанное работником в рамках должностных полномочий, является собственностью работодателя, - ловушка, в которую попадали и попадают многие фирмы. С заключением трудового договора предприятие обладателем прав на объекты интеллектуальной собственности не становится. В ситуации конфликта автор может заявить, что конкретно этот продукт он создал не в рабочее время.

- Чтобы права на конкретное изделие перешли от сотрудника к компании, необходимо, во-первых, четко прописывать служебное задание либо техзадание на разработку конкретного произведения. Нужно задокументировать, когда и кем был создан объект авторского права и какие права перешли от автора к юридическому лицу. И так по каждому объекту интеллектуальной собственности в отдельности, - советует Гаврюшкин.

Заказчик, в свою очередь, во избежание проблем в будущем должен убедиться, что все документы у исполнителя есть и оформлены правильно, что автор, а не только владелец исключительных прав на произведение, не возражает против указания его авторства другим юридическим лицом. Только при соблюдении всех условий можно спать спокойно, а в случае конфликта - рассчитывать на выигрыш дела в суде.

Юрконсультация Малый бизнес Челябинская область Урал и Западная Сибирь