Каким мог быть поэт с такой судьбой? Если не сломленным, то неизбежно унылым и печальным.
А он запомнился всем радостным и счастливым. Вернувшись из заключения, ставил спектакли для детей, устраивал домашние концерты. Много лет на московских детских елках играл Деда Мороза. И даже собственная безвестность не очень печалила поэта. Он собирал стихи в самодельные сборники, дарил близким друзьям. Радовался этим десяти или двадцати читателям так, как если бы его издавали миллионными тиражами.
Кажется, будто он знал что-то такое о будущем своих стихов, что утешало его. Нет, он вовсе не переоценивал их, считая себя лишь детским стихотворцем.
Но вот сегодня ни одна антология русской духовной поэзии не выходит в свет без стихотворений Александра Александровича Солодовникова.
Как правнук "кондитерского короля России", выходец из знаменитой династии Абрикосовых, Шура (так звали его родные) готовился продолжить дело прадеда, и в 1912 году с отличием окончил Императорскую Московскую практическую академию коммерческих наук. Прекрасно знал английский, немецкий, французский. Поступил на юридический факультет Московского университета, но тут началась война, и Шура, окончив медицинские курсы, стал братом милосердия при одном из госпиталей. Вскоре его направили в Киев, в Николаевское артиллерийское училище.
В сентябре 1919 года Шуру арестовали. Ему было 26 лет. Внутреннюю тюрьму ВЧК, куда он попал, наспех разместили в здании бывшей гостиницы, и на глазах заключенных красноармейцы срывали со стен оставшиеся от царского времени иконы. Александр упросил одного из охранников отдать ему икону преподобного Сергия Радонежского. С тех пор этот образ святого сопровождал Солодовникова до конца жизни.
В 1920 году узника перевели в саратовскую тюрьму. Чтобы навестить и поддержать Шуру, в Саратов приехала его младшая сестра Анна. Ей разрешили всего лишь одно свидание с братом, но Ане удавалось передавать за решетку продукты и письма. Всю жизнь Солодовников хранил письма сестры, сшив их в одну тетрадку.
Недавно в свет вышла книга*, где эти письма опубликованы. Подготовлено было это издание сотрудниками Магаданского краеведческого музея с помощью настоятеля и прихожан московского храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Как получилось, что в работе над книгой о Солодовникове соединились люди, живущие столь далеко друг от друга? Дело в том, что поэт 16 лет провел на Колыме, оставив там о себе добрую и долгую память. А с храмом в Толмачах Солодовников был духовно связан с тех пор, как в 1921 году вернулся из саратовского заключения.
Несколько слов о сестре поэта. Анна уехала из Советской России в 1922 году к своему жениху, который жил в Бельгии. Вскоре у Анны открылся прекрасный голос и молодые переехали в Милан, где ее меццо-сопрано высоко оценили. Чтобы быть ближе к России, Анна с семьей в начале 1930-х переехала в Финляндию, а потом в Латвию. После войны Анна с двумя дочками оказалась в Канаде.
Ее переписка с братьями оборвалась еще в 1931 году, и об их судьбе Анна узнала лишь в 1964 году, получив письмо от Александра. Увиделись они только в августе 1968-го - через 46 лет после разлуки. Анна прилетела в Москву из Канады как интурист и две недели не расставалась с братом.
Александр отошел ко Господу в 1974 году. Анна пережила его на двенадцать лет и умерла в Оттаве в 1986-м.
Когда они были юны, он звал ее Нэль:
Нэль мой, Нэль
золотокосый...
*Александр Солодовников. Сеймчанский след. Составители - С. Будникова и А. Шпакова. Предисловие - С. Склейнис. Магадан - Санкт-Петербург. "Кордис", 2017.
Анна Солодовникова - брату.
Саратов, тюрьма N 3
Милый мой!
Как я счастлива! Тов. Ткачёв, тюремный надзиратель, опять сжалился и разрешил передать. Посылаю хлеба черного... Купила сахару, но случилось несчастье. Пропал... Завтра жди свидания.
Ненаглядный ты мой, дорогой мальчик!
Спасибо за письмо. Стихи получила. Бог не оставит нас. Я полна надежд. Пишу письмо большое. Посылаю всю посылку тебе... Христос с тобой, бедненький ты мой. Целую.
Милый ты мой, ненаглядный! Так полна душа моя, что не в силах писать тебе... Как подействовало на тебя свидание? Я проплакала целый день, представь себе... Как это вы не плачете, мужчины? Я так устала жить... В воскресенье передам побольше хлеба. Теперь будь спокоен... Пока так чувствую руку Богородицы, простертую надо мной... Не унывай. Верь. Молись.
24 июня исполняется 125 лет со дня рождения поэта Александра Солодовникова.