24.06.2018 21:25
Культура

Андрей Максимов: Самое главное в искусстве - тайна

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий)
Российская газета - Федеральный выпуск: №135 (7598)
Боже Правый, мы, - те, кто иногда или часто - пишем про искусство, думаем, что все про это самое искусство знаем. Сейчас ка-а-ак возьмем, да к-а-ак все объясним и про оперу, и про драму, и при книгу... Мол, автор хотел, стремился, ля-ля-ля... Наивные мы люди, интерпретаторы. Самое главное в искусстве - тайна. Если гармонию можно проверить алгеброй, то искусство ли это?
Читать на сайте RG.RU

"Макбет", поставленный в театре Станиславского и Немировича-Данченко Камой Гинкасом, во-первых, явление современного оперного театра, во-вторых, явление таинственное.

Кама Гинкас поставил зрелище. "Макбет" красив, и его интересно смотреть. Но описать то, что придумал Сергей Бархин, невозможно. Немыслимая конструкция посредине сцены, из всех щелей которой вылезают ведьмы - как описать ее завораживающую величественность и одновременно тот ужас, которым от нее веет?

Человек, созданный по Образу и Подобию, оторвавшись от Бога, превращается в грязь: прекрасное становится отвратительным

После спектакля ко мне подошла зрительница и сказала: "Мне не понравились ведьмы. Они похожи на женщин, которые лечатся в психиатрической больнице. Ведьмы не такие". "Вы давно последний раз видели настоящих ведьм?" - поинтересовался я. Да, они - странные, непохожие на других. Но Мария Данилова никогда не делает обычные костюмы, всегда создает образы. Когда в конце спектакля ведьмы вольготно располагаются на авансцене и смотрят на зрителей, становится не по себе.

Гинкас поставил очень мощный, густонаселенный спектакль, в котором нет ни одной проходной мизансцены. Но для меня главная тайна спектакля не в том, что он, без сомнения, зрелище, что Гинкас поставил оперу, от которой невозможно оторваться, - такое в оперном театре бывает не так часто. Все это так, но самое удивительное в ином.

Григорий Козлов: Спектакль не ставится, он рождается

Вообще-то "Макбет" - это история про власть, кто вдруг не в курсе. История про человека, который убивал всех, чтобы прийти к трону, и в результате его самого убили. "Тип человека, который по трупам идет к власти, мне совершенно неинтересен, - сказал мне Кама Миронович после спектакля. - Просто не интересен такой человек".

Это говорит постановщик "Макбета"? Да, это говорит постановщик "Макбета". Тут-то и начинается тайна.

Вот ведьмы - тайные силы, которые ведут человека к неправедному. Вот женщина - леди Макбет, которая толкает своего мужа к греху. Вот муж, который не умеет сопротивляться жене. Вот призрак убитого, который приходит на пир, устроенный убийцей. Сказка? А к нам никогда не приходят в сны ушедшие люди, перед которыми мы испытываем чувство вины? Реальность?

Спектакль начинается с того, что на сцену с дикой скоростью летят то ли листья, то ли лепестки конфетти, и ты понимаешь почему-то, что эта круговерть маленьких частиц - символ человеческой жизни. Я шел со спектакля и подумал, что красивый, прекрасный лист, оторвавшись от дерева, превращается грязь. Так ведь и человек, созданный по Образу и Подобию, оторвавшись от Бога, от главных нравственных постулатов, превращается в грязь: прекрасное становится отвратительным. Каким образом Гинкас, ставя оперу про власть, заставляет зрителя задуматься о себе самом - тайна, которую нельзя, да и не нужно разгадывать.

Самое главное в искусстве - тайна. Если гармонию можно проверить алгеброй, то искусство ли это?

Надо всем этим, безусловно, властвует мощная музыка Верди, блестяще исполненная оркестром театра под руководством главного дирижера Феликса Коробова. Я не умею описывать музыку, но могу сказать: когда оркестр звучит как одно многоголосое существо - это невероятно.

Оперная труппа театра давно и бережно создается Александром Тителем. Наберу воздуха в легкие и скажу: Наталья Мурадымова, Алексей Шишляев, Денис Макаров, Владимир Дмитрук, Мария Пахарь, Валерий Микицкий - называю только исполнителей главных партий, хотя хороши все - это выдающиеся певцы.

Смотрю в программку спектакля и понимаю, что есть еще одна тайна, которой, честно сказать, лучше бы не было. Никто из этих певцов не имеет почетных званий. Феликс Коробов, который сотрудничает с театром с 1999 года, а руководит оркестром с 2004-го до сих пор не народный артист. Один из лучших наших дирижеров, следующая премьера которого - на минуточку - будет в октябре в театре Ла Скала в Милане, этого звания не удостоен. Мария Данилова - невероятный художник по костюмам, лауреат Государственной премии, званий не имеет вообще.

Леди Макбет станцевала в Воронеже под Майкла Джексона

Как такое может быть? Почему певцы, выступающие на лучших площадках мира, даже не заслуженные артисты. Потому что, оказывается, звания нынче дают не за талант, а за выслугу лет! Когда-то Сергей Бондарчук получил звание "народный артист СССР" за исполнение одной - !!!! - роли Тараса Шевченко. Все перечисленные мной мастера сделали невероятно много для русского музыкального театра. В этом спектакле они продемонстрировали серьезное, стабильное мастерство. Но чтобы получить звания, они должны ждать, как в армии, выслуги лет.

Мы много говорим о том, что, если раздавать звания непонятно кому - система поощрений девальвируется. И это так. Иногда кажется, что в музыкальном искусстве проще всего стать заслуженным или народным, если поешь попсу. Но звание девальвируется и тогда, когда его не присваивают тем, кто этого достоин. Если бы "Макбет" был плохим спектаклем, эта очевидная несправедливость не так бы бросалась в глаза. Но здесь...

... А ведьмы лезут из всех щелей, кружа свой таинственный танец. И маленькие дети вступают в этот мир людей, оторвавшихся от Бога, и страшно за них, и за своих детей страшно. И ты задумываешься о себе и благодаришь театр за эту тайну.

Драматический театр