"Макбет", поставленный в театре Станиславского и Немировича-Данченко Камой Гинкасом, во-первых, явление современного оперного театра, во-вторых, явление таинственное.
Кама Гинкас поставил зрелище. "Макбет" красив, и его интересно смотреть. Но описать то, что придумал Сергей Бархин, невозможно. Немыслимая конструкция посредине сцены, из всех щелей которой вылезают ведьмы - как описать ее завораживающую величественность и одновременно тот ужас, которым от нее веет?
После спектакля ко мне подошла зрительница и сказала: "Мне не понравились ведьмы. Они похожи на женщин, которые лечатся в психиатрической больнице. Ведьмы не такие". "Вы давно последний раз видели настоящих ведьм?" - поинтересовался я. Да, они - странные, непохожие на других. Но Мария Данилова никогда не делает обычные костюмы, всегда создает образы. Когда в конце спектакля ведьмы вольготно располагаются на авансцене и смотрят на зрителей, становится не по себе.
Гинкас поставил очень мощный, густонаселенный спектакль, в котором нет ни одной проходной мизансцены. Но для меня главная тайна спектакля не в том, что он, без сомнения, зрелище, что Гинкас поставил оперу, от которой невозможно оторваться, - такое в оперном театре бывает не так часто. Все это так, но самое удивительное в ином.
Вообще-то "Макбет" - это история про власть, кто вдруг не в курсе. История про человека, который убивал всех, чтобы прийти к трону, и в результате его самого убили. "Тип человека, который по трупам идет к власти, мне совершенно неинтересен, - сказал мне Кама Миронович после спектакля. - Просто не интересен такой человек".
Это говорит постановщик "Макбета"? Да, это говорит постановщик "Макбета". Тут-то и начинается тайна.
Вот ведьмы - тайные силы, которые ведут человека к неправедному. Вот женщина - леди Макбет, которая толкает своего мужа к греху. Вот муж, который не умеет сопротивляться жене. Вот призрак убитого, который приходит на пир, устроенный убийцей. Сказка? А к нам никогда не приходят в сны ушедшие люди, перед которыми мы испытываем чувство вины? Реальность?
Спектакль начинается с того, что на сцену с дикой скоростью летят то ли листья, то ли лепестки конфетти, и ты понимаешь почему-то, что эта круговерть маленьких частиц - символ человеческой жизни. Я шел со спектакля и подумал, что красивый, прекрасный лист, оторвавшись от дерева, превращается грязь. Так ведь и человек, созданный по Образу и Подобию, оторвавшись от Бога, от главных нравственных постулатов, превращается в грязь: прекрасное становится отвратительным. Каким образом Гинкас, ставя оперу про власть, заставляет зрителя задуматься о себе самом - тайна, которую нельзя, да и не нужно разгадывать.
Надо всем этим, безусловно, властвует мощная музыка Верди, блестяще исполненная оркестром театра под руководством главного дирижера Феликса Коробова. Я не умею описывать музыку, но могу сказать: когда оркестр звучит как одно многоголосое существо - это невероятно.
Оперная труппа театра давно и бережно создается Александром Тителем. Наберу воздуха в легкие и скажу: Наталья Мурадымова, Алексей Шишляев, Денис Макаров, Владимир Дмитрук, Мария Пахарь, Валерий Микицкий - называю только исполнителей главных партий, хотя хороши все - это выдающиеся певцы.
Смотрю в программку спектакля и понимаю, что есть еще одна тайна, которой, честно сказать, лучше бы не было. Никто из этих певцов не имеет почетных званий. Феликс Коробов, который сотрудничает с театром с 1999 года, а руководит оркестром с 2004-го до сих пор не народный артист. Один из лучших наших дирижеров, следующая премьера которого - на минуточку - будет в октябре в театре Ла Скала в Милане, этого звания не удостоен. Мария Данилова - невероятный художник по костюмам, лауреат Государственной премии, званий не имеет вообще.
Как такое может быть? Почему певцы, выступающие на лучших площадках мира, даже не заслуженные артисты. Потому что, оказывается, звания нынче дают не за талант, а за выслугу лет! Когда-то Сергей Бондарчук получил звание "народный артист СССР" за исполнение одной - !!!! - роли Тараса Шевченко. Все перечисленные мной мастера сделали невероятно много для русского музыкального театра. В этом спектакле они продемонстрировали серьезное, стабильное мастерство. Но чтобы получить звания, они должны ждать, как в армии, выслуги лет.
Мы много говорим о том, что, если раздавать звания непонятно кому - система поощрений девальвируется. И это так. Иногда кажется, что в музыкальном искусстве проще всего стать заслуженным или народным, если поешь попсу. Но звание девальвируется и тогда, когда его не присваивают тем, кто этого достоин. Если бы "Макбет" был плохим спектаклем, эта очевидная несправедливость не так бы бросалась в глаза. Но здесь...
... А ведьмы лезут из всех щелей, кружа свой таинственный танец. И маленькие дети вступают в этот мир людей, оторвавшихся от Бога, и страшно за них, и за своих детей страшно. И ты задумываешься о себе и благодаришь театр за эту тайну.