Но только для безаварийных автовладельцев с большим стажем вождения и солидным возрастом, проживающих в непроблемных регионах. Во всяком случае такой вывод можно сделать из выступления исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева.
Напомним, что в августе планируется расширить тарифный коридор по ОСАГО на 20 процентов вверх и на 20 процентов вниз. Никто из автовладельцев не сомневается, что страховщики предпочтут задрать тариф. Однако, как заявил Евгений Уфимцев, сейчас самое подходящее время для либерализации тарифов. По его словам, сейчас на рынке возникла здоровая конкуренция. Чуть ли не каждый месяц меняется компания-лидер.
Благодаря принятым мерам, взаимодействию с властями и правоохранительными органами удалось переломить историю с мошенничеством. Выплаты по ОСАГО с начала года сократились на 32 процента. Средняя выплата сократилась на 16 процентов и составила 64,4 тысячи рублей. Причем весомую часть составляли выплаты по судебным решениям.
Сокращение, по мнению Уфимцева, достигнуто благодаря тому, что введена система натурального возмещения ущерба, то есть ремонта. А также благодаря тому, что страховщики по фактам мошенничества начали обращаться в правоохранительные органы и участвовать в судебных процессах. Полисы стали доступнее. При таком рынке и такой конкуренции страховщики не только будут повышать, но и понижать тарифы. В Германии, например, контролирующим органам приходилось больше следить за тем, чтобы не было демпинга. В перспективе предполагается, что страховщик сможет назначать персональный тариф каждому автовладельцу. Но лишь после внесения соответствующих изменений в закон об ОСАГО.
По словам начальника управления методологии страхования РСА Михаила Порватова, сейчас страховая компания назначает тариф по своему усмотрению "чохом" на весь регион. Если регион убыточный - тариф высокий. РСА стремится к тому, чтобы назначать персональный тариф каждому автовладельцу, в зависимости от убыточности, его истории.
Дело в том, что сейчас получается интересная картина. Если регион убыточный и существующий тариф не компенсирует расходов страховщика, то возмещение происходит за счет переоцененных регионов. Возмещение ущерба, причиненного аварийными водителями, происходит за счет водителей, которые в ДТП не попадают. Установление справедливого тарифа для региона, возможность установления тарифа для каждого водителя персонально вернет справедливость на рынок.
Безаварийный водитель будет платить за страховку меньше. Лихач - больше. Кроме того, в РСА считают, что либерализация тарифов уберет проблему с доступностью полисов ОСАГО.
Кстати, по мнению Евгения Уфимцева, введение страхового омбудсмена позволит сократить количество судебных споров, которыми пользуются все страховые мошенники. Сейчас в России проходит 440 тысяч судов в год по ОСАГО. До введения единой методики по оценке ущерба их было 800 тысяч. После введения института омбудсмена РСА рассчитывает на двукратное снижение исков.