На второй день спецсессии Великобритания представила на голосование свой проект резолюции, который предполагает изменение мандата Организации. Речь идет о том, чтобы наделить ее правом не только проводить технические экспертизы предполагаемых химатак, но и определять ответственных за них фактически кулуарным путем - в обход Совета Безопасности ООН. В результате после долгих прений и, как утверждают в российской делегации, нечестной игры Лондона документ был принят. Однако в Москве по-прежнему настаивают, что не намерены допустить превращения ОЗХО в ангажированную "квазипрокурорскую структуру".
За расширение полномочий ОЗХО проголосовали 82 страны, против - 24. На руку британской делегации, которую по такому случаю приехал поддержать глава Форин офис Борис Джонсон, сыграли особенности процедуры принятия решений на Конференции государств - участников Конвенции по запрещению химоружия. Чтобы подобная инициатива была принята, она нуждается в одобрении всего лишь большинством реальных участников голосования. Голоса воздержавшихся или отсутствующих членов ОЗХО при этом в расчет не берутся. В кулуарах британцы развили нешуточную активность, уговаривая не определившихся с решением коллег не появляться в зале, а то и вовсе используя запрещенные методы. Об этом на пресс-конференции по итогам заседания рассказал посол России в Нидерландах, постоянный представитель нашей страны при ОЗХО Александр Шульгин. "Сессия проходила в совершенно напряженном режиме. Наши западные партнеры играли явно не по правилам, оказывали беспрецедентное давление на другие страны. Дипломаты "группы поддержки" Великобритании буквально табунами ходили по министерствам иностранных дел различных государств, прессинговали, давили, нам даже известны случаи открытого шантажа наших ближайших союзников", - отметил постпред.
О готовности поддержать Лондон ранее заявили все страны - члены ЕС и 13 государств-партнеров, включая Украину, Грузию и Молдавию, ключевые игроки НАТО - США, Канада, Турция, а также примкнувшие к ним Япония, Австралия и Новая Зеландия. Зато перед решающим голосованием все пять поправок, предложенных к британскому проекту Казахстаном, Белоруссией, Ираном, Бурунди и Венесуэлой, были отклонены. Эти поправки, по сути, отстаивали прежний формат работы ОЗХО.
На Смоленской площади уверены: за инициативой Лондона и его партнеров стоит желание найти пути обхода права вето России в Совбезе ООН. "Предлагая технической организации не свойственные ей функции, они собираются изъять из Совета Безопасности часть функций и просто механически передать их сюда, в ОЗХО", - признал Шульгин. Чем чревато переформатирование Организации, ранее на спецсессии говорил и глава российской делегации, замминистра промышленности и торговли Георгий Каламанов. "Речь на самом деле идет о превращении ОЗХО в квазипрокурорскую, полицейскую и судебно-медицинскую структуру... Единственным международным органом, помимо международных судов, который может определить виновных и меры воздействия на них, когда речь идет о государствах - членах ООН, является Совет Безопасности... Не повлечет ли это слом в работе глобальных режимов нераспространения?" - обращался к коллегам представитель РФ.
Самыми громкими делами, оказавшимися в фокусе ОЗХО последних месяцев, остаются расследования предполагаемых химатак в Сирии, ответственность за которые западные страны пытаются возложить на официальный Дамаск, а также инцидента в Солсбери, где при неясных обстоятельствах пострадали экс-агент ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. Напомним, что эксперты техсекретариата на основании проб, предоставленных британской стороной, пришли к выводу, что там имело место применение боевого отравляющего вещества, называемого в западной классификации "Новичком". Однако ОЗХО не определила страну происхождения яда. Британцы, обвинившие в атаке Москву, надеются, что теперь смогут использовать Организацию для подтверждения своей версии. При этом делегация РФ вновь обратила внимание западных партнеров, что цепочка сбора вещдоков заметно хромала - как в "деле Скрипалей" (особенно с момента их госпитализации), так и в сирийском досье. Например, эксперты миссии ОЗХО по установлению фактов применения химоружия в САР не выезжали на место предполагаемого инцидента в провинции Идлиб в феврале этого года, а все материалы получили из рук не вызывающей доверия организации "Белые каски". Недавно даже Госдепартамент США заморозил ее финансирование, что в Москве, кстати, приветствовали.